Новости

18.12.2018
ТЭЦ против котельных

Удельный расход условного топлива на отпуск тепловой энергии вырос в 2017 году по сравнению с предыдущим и вышел на уровень показателей 2013 года. Эти данные приводятся в «Государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году».

Авторы доклада отмечают также, что тепловые электрические станции, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, загружены на величину около 30% от установленной мощности, котельные - в среднем на 15% от установленной мощности. Хуже всего используются мощности малых котельных (до 3 Гкал/час), коэффициент использования установленной мощности которых не превышает 13%.

По данным Росстата, цена производителей тепловой энергии в 2016 г. выросла на 6,3 % до 1136,91 руб./Гкал, в том числе на отпущенную с электростанций — до 904,6 руб./Гкал, котельными — 1628,8 руб./Гкал. В среднем по России цена тепловой энергии от котельных оказалась на 80% выше цены тепловой энергии от электростанций. Вместе с тем, в 2000 – 2013 годах в Российской Федерации общее число отопительных котельных в стране возросло с 68 тыс. до 74 тыс. ед. Особенно заметно (с 47 тыс. до 57 тыс. ед.) выросло количество мелких котельных (установленной тепловой мощностью до 3 Гкал/час).

Эти тенденции существенно влияют на финансово-экономические показатели тепловых электрических станций когенерационного цикла, являющихся по своим термодинамическим характеристикам наиболее экономичным способом производства электрической и тепловой энергии.

Согласно выводам, которые приводят авторы доклада, для ряда собственников источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, перевод тепловых нагрузок на некомбинированные источники производства тепловой энергии (котельные) с одновременным выводом части тепловой электрической станции из эксплуатации является экономически выгодным. Такая ситуация в значительной мере вызвана отсутствием экономических стимулов для хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих ТЭЦ, к увеличению объемов отпуска тепловой энергии от турбоагрегатов в связи убыточностью данного вида бизнеса при одновременном наличии ответственности перед потребителями за бесперебойное тепло и электроснабжение.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
Государственный доклад о состоянии энергосбережения в РФ в 2017 году опубликован на сайте Минэкономразвития России

На сайте Минэкономразвития РФ опубликован Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году.

Документ подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации».

Для подготовки Государственного доклада использовались данные официального статистического учета, аналитическая, отчетная  информация в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представленная в Минэкономразвития России федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иная информация, полученная Минэкономразвития России в ходе своей деятельности.

С документом можно ознакомиться по ссылке.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
С потребителей сняли ответственность: премьер России Медведев утвердил постановление о договорах по счетчикам ЖКХ

Согласно постановлению, которое подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, теперь те коммунальные организации, которые устанавливают любые приборы учета (будь то водо-, тепло-, электросчётчики и др.), и будут нести самостоятельно ответственность за них.

Речь идет об обязанностях контролировать работу счетчиков, например, отслеживать их гарантийные сроки, проверять точность показаний, устранять неполадки, следить за контролем систем учёта, следить за поверкой.

Теперь, согласно постановлению, с самих потребителей эта обязанность снимается.

Само Постановление правительства Российской Федерации разработано было Минстроем как дополнение к существующим механизмам касательно приборов учета ресурсов ЖКХ.

Согласно документу, как рассчитывают его разработчики из Минстроя, легче будет заключать договоры жизненного цикла при закупках счетчиков энергоресурсов и коммунальных услуг.

Пока же оснащённость приборами учёта составляет в зависимости от вида энергоресурсов и субъектов РФ от 20% до 80%. Свердловская область находится примерно в середине списка регионов страны.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
Балтика» успешно реализует программу достижения энергоэффективности мирового уровня

Стремясь добиться энергоэффективности мирового уровня, пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group, активно работает над снижением потребления энергоресурсов. В 2018 году компания смогла за десять месяцев уменьшить использование электроэнергии на 2% и тепловой энергии – на 1% на гектолитр продукции по сравнению с подобными показателями предыдущего года.

Цифры озвучены накануне Международного дня энергосбережения, который во всем мире отмечают 11 ноября. Налаженная работа системы энергоменеджмента, действующая в компании с 2013 года, а также запуск новых решений позволили «Балтике» рационально использовать ресурсы и применять в качестве альтернативного источника энергии биогаз. В дальнейшем компания будет наращивать использование этого вида топлива, который образуется на одном из этапов работы очистных сооружений, за счет строительства на нескольких заводах очистных сооружений.

Роман Головня, старший операционный директор региона Восточная Европа, пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group, заметил: в компании ведется постоянная работа над снижением нагрузки на окружающую среду, поиском инновационных решений по энергоэффективности.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
Минэкономразвития представило новую форму энергодекларации

Министертво экономического развития РФ преложило новую форму декларации о потреблении энергетических ресурсов, порядок ее заполнения и  порядок обработки этих данных.

Ведомство предлагает изменить форму декларации, для чего подготовило проект приказа (в настоящее время форма утверждена приказом Минэнерго №401 от 30.06.2014 г.). Кроме того, проект постановления Правительства РФ призван утвердить положение о требованиях, предъявляемых к обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, отчетов о проведении энергетических обследований, деклараций о потреблении энергетических ресурсов.

Соответствующие документы размещены на портале regulation.

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
Модель "альтернативной котельной" привлечет инвестиции в теплоэнергетику

Новая методика, утвержденная в прошлом году, предполагает формирование тарифа на долгосрочный период - 10 лет и более

Внедрение новой модели тарифообразования по принципу "альтернативной котельной" позволит привлечь дополнительные инвестиции в теплоэнергетику. К такому выводу пришли эксперты по итогам Сибирского энергетического форума, проходившего в Красноярске.

О методе "альтернативной котельной"
В 2017 году президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об "альтернативной котельной", который меняет систему регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Новая методика предполагает формирование тарифа на долгосрочный период (на 10 лет и более). Инвестор и местные власти просчитывают изначально затраты, необходимые вложения в инфраструктуру, после чего устанавливается верхнее значение тарифа, при этом фактическое может быть и ниже. В настоящее время тариф устанавливается регулирующим органом исходя из затрат теплоснабжающих организаций (ремонт, модернизация оборудования, зарплата и т. д.), а также прибыли, которую может получить поставщик тепла. При рассмотрении тарифа до его утверждения из него могут исключаться необоснованные затраты.

Новый подход позволит не только сделать тариф предсказуемым и понятным для населения, но и обеспечит надежность для инвестора, а также остановит уход потребителей от централизованной системы теплоснабжения, который наблюдается сегодня, отметил в ходе круглого стола в рамках форума заместитель директора департамента по развития электроэнергетики Минэнерго России Алексей Храпков.

"Альтернативная котельная" позволит решить проблему нехватки инвестиций в систему теплоснабжения. Сегодня главный инвестор - это бюджеты тех или иных уровней. И этот вызов становится значимым, сокращаются инвестиции в отрасль, в первую очередь инвестиций стратегического характера", - отметил Храпков. По его словам, ежегодные субсидии государственных структур в сферу теплоснабжения составляют 150 млрд рублей при потребности в 200 млрд рублей. 

Он подчеркнул, что федеральный законодатель сделал внедрение такого тарифа добровольным для каждого муниципалитета. Если город или поселок решит запустить новую модель, местные власти должны заключить соглашение с теплоснабжающей организацией, которая будет вкладывать в теплосети. В соглашении будут прописаны как изменения тарифа, так и мероприятия, проводимые инвестором. Такое соглашение должно быть согласованно главой региона, после чего документ поступает на изучение в Минэнерго России и Федеральную антимонопольную службу. Лишь после их одобрения своим постановлением правительство РФ вводит новую модель образования тарифа на той или иной территории.

Согласился с необходимостью больше вкладывать в систему теплоснабжения и заместитель министра промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края Александр Мазур. По его словам, краевой бюджет ежегодно выделяет муниципалитетам порядка 300 млн рублей на поддержку систем теплоснабжения, но такое финансирование не позволяет говорить о развитии сетей - лишь о поддержании работоспособности и предотвращении аварий.

Первые проекты
Первым городом, где будет внедрен метод "альтернативной котельной", станет Рубцовск в Алтайском крае, где проживают более 140 тыс. человек. Там новый тариф начнет действовать с 1 января 2019 года. Инвестором проекта стала Сибирская генерирующая компания (СГК), крупнейшая теплоснабжающая организация Сибири.

Как пояснила директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова, компания уже вложила в систему теплоснабжения Рубцовска 2,2 млрд рублей и планирует вкладывать дальше. По ее словам, энергетики и сами не заинтересованы в росте тарифа до верхней планки, отметила Косогова. "Нам неинтересно торговать по максимуму, нам интересно, чтобы к нам подключалось как можно больше потребителей, а не строили свои котельные. Мы как бизнес готовы [предоставлять услуги теплоснабжения] ниже этой цены", - сказала она.

Как сообщил в рамках форума заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Виталий Королев, в Рубцовске максимальная цена тарифа по модели "альтернативной котельной" установлена в 3 тыс. рублей за 1 Гкал теплоэнергии при действующем тарифе в 1,7 тыс. рублей за Гкал. При этом в течение десяти лет тариф не может ежегодно повышаться больше, чем на уровень инфляции и максимальной планки не достигнет.

Инвестиционные планы
По словам представителя СГК, помимо Рубцовска, компания готова реализовывать инвестиционные проекты и в других городах своего присутствия. "У нас таких проектов на 60 млрд рублей, единственное, что нам мешает - это постоянно ускользающее тарифное регулирование", - подчеркивает Косогова, добавляя, что метод "альтернативной котельной" защищает и инвестора от возможных изменений тарифа.

Большие объемы вложений компания прогнозирует, в частности, в энергетику Красноярского края. Системы теплоснабжения в регионе достаточно надежны, однако, существуют проблемы с экологией, которые также можно решать за счет инвестиций в рамках "альтернативной котельной". "Мы отправили свои предложения в правительство региона на сумму более 18 млрд рублей", - сказала Косогова.

Министр тарифной политики края Марина Пономаренко подтвердила, что власти получили предложения СГК и сейчас их анализируют. По словам же замминистра Мазура, Красноярск в перспективе мог бы стать пилотным городом региона, где была бы внедрена новая модель рынка теплоэнергетики.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
В Госдуму внесен проект об упрощении закупок для энергосервисных контрактов

Госсобрание Якутии внесло в Госдуму законопроект, направленный на упрощение процедуры госзакупок при заключении энергосервисных контрактов, следует из базы данных нижней палаты парламента.

Сейчас, согласно закону о контрактной системе в сфере госзакупок (44-ФЗ), заказчиком в обязательном порядке устанавливается размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта в документации о закупке. Такое обеспечение должно составлять от 5% до 30% различных величин, в том числе максимального процента фиксированного размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки энергоресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту.

Якутские законодатели обращают внимание, что "не принято во внимание, что энергосберегающие мероприятия во исполнение условий энергосервисного контракта осуществляются исполнителем за счет собственных и (или) заемных средств". Гарантия возврата вложений — экономия энергоресурса заказчика весь срок реализации контракта, расчет производится лишь при ее достижении исполнителем, а заказчик дополнительно каких-либо расходов не несет. При недостижении же экономии по энергосервисному контракту исполнитель несет риск недополучения планируемых доходов.

"Таким образом, у исполнителя возникает личная заинтересованность в исполнении энергосервисного контракта для возврата вложенных инвестиций", — отмечают разработчики. Они считают, что соответствующая норма закона 44-ФЗ, требующая наличия обеспечения исполнения энергосервисного контракта, устанавливает избыточную обязанность исполнителя, тем самым ограничивая внедрение энергосервисных контрактов на объектах бюджетной сферы. Поэтому законопроектом предлагается признать ее утратившей силу.

Принятие такого закона "позволит высвободить значительный объем средств у энергосервисных компаний для дополнительных вложений в новые энергосервисные контракты на объектах бюджетной сферы, что, в свою очередь, приведет к мультипликативному эффекту снижения объема потребляемых учреждениями бюджетной сферы энергетических ресурсов и расходов бюджета на коммунальные услуги", полагаю региональные законодатели.

Согласно пояснительной записке, развитие энергосервисной деятельности в Якутии — одно из приоритетных направлений решения задач повышения энергоэффективности экономики; с 2011 по 2018 год там заключено 256 энергосервисных контрактов на 330 объектах бюджетной сферы, жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и уличного освещения. Исполнителями контрактов вложено 1,2 миллиарда рублей, общая плановая экономия по контрактам превысила 2 миллиарда. При этом ежегодный потенциал энергосбережения только бюджетной сферы оценивается в 2,34 миллиарда.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
Установка «умных» счётчиков может стать обязательной с 1 июля 2019 года

Минстрой России намерен сделать обязательной установку дистанционных приборов учета. Требование вступит в силу не ранее 1 июля 2019 года и будет касаться новостроек, а также домов, прошедших капремонт.

Это предусмотрено проектом «дорожной карты» по направлению «Умный город» программы «Цифровая экономика». Условия для широкого внедрения умных счетчиков планируется создать к концу 2019 года. Планируется, что к концу 2021 года их будут использовать во всех новостройках, а также в половине домов, где приборы учета заменят в ходе капремонта в 2020-2021 годах.

По материалам сайта Энергосовет

17.10.2018
В Ярославле заключат энергосервисный контракт для трех ФОКов

В Ярославле будет заключен первый крупный энергосервисный контракт для учреждений социальной сферы.

Заказчиком выступает МАУ «Дирекция спортивных сооружений», которая содержит и обслуживает муниципальные спортивные объекты города. Организация объявила конкурс по отбору подрядчика для проведения работ по повышению энергоэффективности для трех спортивных комплексов — ФОКа на улице 1-й Жилой, ФСК «Чемпион» на ул. Панина и ФСК «Заволжский» на Школьном проезде.

Энергосервисный контракт рассчитан до 2025 года. За это время подрядчик должен модернизировать системы теплоснабжения и освещения, что приведет к экономии не менее 894,18 Гкал тепловой энергии и 997 106,95 кВт электрической энергии.

Первоначальная цена контракта составляла 183 млн рублей. На конкурс заявился единственный подрядчик — ярославское ООО «Техноинжиниринг», которое предложило цену в 114 млн рублей. Компания признана победителем открытого конкурса.

 

По материалам сайта Энергосовет

17.10.2018
13 самых популярных вопросов о процедуре установки приборов учёта тепловой энергии

Шесть лет назад мы стали переходить на оплату за коммунальные ресурсы по факту, по показаниям приборов учета. Всё просто: сколько потратил воды, газа, света – за такие объёмы и плати. Но у собственников квартир, домов, дач до сих пор возникает масса вопросов, связанных со счётчиками. Попробуем разобраться.

Всем ли жильцам обязательно устанавливать приборы учёта энергоресурсов?

По требованию федерального закона № 261, принятого в 2009 году, установка прибора учёта обязательна для всех домов и зданий, подключенных к централизованным инженерным сетям. В нём чётко прописаны крайние сроки - до 1 июля 2012 года собственники квартир в многоквартирных домах, жилых домов, дачных и садовых домов обязаны оснастить их приборами учёта воды, газа, электроэнергии. К этому же сроку в многоквартирных домах необходимо было установить общедомовые приборы учёта воды, тепла, электроэнергии.

Кто должен оплачивать установку счётчиков?

Собственники. Если они не могут сразу оплатить прибор учета и его установку, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам до 5 лет. В этом случае процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Что нужно сделать жильцам многоквартирного дома, чтобы установить теплосчётчик в подвале?

Совет дома должен провести общее собрание собственников дома с вынесением на повестку двух вопросов: первый - порядок финансирования работ по установке общедомового прибора учёта. Второй - определение подрядной организации для его монтажа и ввода в эксплуатацию. Если большинство жителей проголосует «за», решение можно считать принятым. Поскольку теплосчётчик станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ по установке ложится на плечи собственников квартир.

Управляющая компания (или ТСЖ, ЖСК) должны предложить собственникам варианты компаний, с которыми можно заключить договор на установку приборов учета, познакомить с их предложениями по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования, предложить варианты оплаты за выполненные работы, включая стоимость самого прибора.

Кто будет заказчиком по договору установки, замены и эксплуатации общедомового прибора учета?

Согласно порядку заключения такого договора, в качестве заказчика может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме – представитель УК, либо лицо, которое представляет интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов – председатель домового комитета (садового товарищества).

Жители приняли решение об установке общедомового прибора учета тепла. Что дальше?

Сначала специализированная подрядная организация проводит обследование дома, получает технические условия у теплоснабжающей организации и разработку проектной документации на установку узла учета тепловой энергии. Проектировщики проводят все необходимые расчёты, подбирают оборудование, контрольно-измерительные приборы и теплосчетчик. Разработанная проектно-сметная документация в обязательном порядке согласуется с теплоснабжающей организацией - это требуют существующие нормы проектирования и правила учета тепловой энергии.

Затем строго по проектной и нормативной документации специалисты производят монтаж прибора учёта. Далее - наладку узла учета тепловой энергии, которая заключается в программировании вычислителя и проверке работоспособности системы. Только после этого оборудование ставят на коммерческий учет. Принимает в эксплуатацию и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая технические условия. 

Если в доме ставят несколько счётчиков, то для их объединения в единую сеть необходима диспетчеризация узлов учета: организация мониторинга учета и дистанционное считывание информации.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?

В первую очередь, ресурсоснабжающие организации. Они обязаны оказывать услугу по установке, замене и эксплуатации узлов учета и должны предлагать пятилетнюю рассрочку оплаты за монтаж счетчиков. Во-вторых, такое право имеют управляющие компании. В-третьих, другие коммерческие организации, которые имеют лицензию на производство данного вида работ (в противном случае оборудование могут забраковать). Эти фирмы также должны предоставлять услугу в кредит - на договорной основе.

Как быть, если собственники дома не приняли решение установить прибор учета?

Если до 1 июля 2012 года потребитель не установил счетчик, то энергоснабжающая организация обязана была с 2013 года сама его установить. А затем взыскать по суду с потребителя все расходы по установке прибора учета и судебные издержки. С даты установки жильцы оплачивают равными долями в течение пяти лет расходы организаций на установку приборов. Кроме тех случаев, когда они не изъявили желание оплатить расходы единовременно или с рассрочкой на более краткий срок.

Если в доме нет коллективного теплосчётчика, то и оплачивать за тепло придётся не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Существует ли наказание за то, что в доме не установлен счетчик?

За это предусмотрены штрафы. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях. За несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (проектирование, реконструкция, капремонт, строительство) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на организацию от 500 до 600 тысяч рублей.

Несоблюдение требований поставщиками энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям влечет штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на юрлиц от 100 до 150 тысяч рублей.

За необоснованный отказ или уклонение организации, обязанную установить (заменить, эксплуатировать) прибор учета, от заключения договора и от его исполнения, либо за нарушение установленного порядка его заключения, несоблюдение обязательных требований грозит штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 20 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

За несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за его содержание, - штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тысяч рублей, на юрлиц от 20 до 30 тысяч рублей. 

Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание, влечёт штраф на должностных лиц 10 - 15 тысяч рублей, на ИП 25 - 35 тысяч рублей, на юрлиц 100 - 150 тысяч рублей.

Кто должен проводить техническое обслуживание и ремонтировать приборы учета?

У владельца узла учета (к примеру, собственников дома) должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией. Это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания.

Работы по ремонту в случае выхода из строя выполняет специализированное ремонтное предприятие. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Что входит в обслуживание общедомовых счётчиков?

К эксплуатации и обслуживанию относятся следующие услуги: составление отчетов о потреблении коммунальных ресурсов, предоставление отчетов ресурсоснабжающей организации; контроль работы приборов учета для предотвращения и устранения неисправности; постановка общедомового прибора учета на коммерческий учет, регулярное проведение их поверки, организация проведения ремонта вышедших из строя приборов.

Кто должен проводить и оплачивать поверку приборов учета?

Обязанность собственников - обеспечить достоверность показаний приборов учета. Для этого необходима их своевременная метрологическая поверка. Её должны оплачивать собственники.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета – это их периодическая поверка в специализированной организации. Например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении аналогичные испытательные лаборатории. Периодичность поверки указана в паспорте прибора учета. Межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и счетчика на горячую воду, как правило, составляет 4 года.

Что будет, если в доме эксплуатируется счётчик, не прошедший поверку в срок?

Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. То есть оплата взимается по нормативам. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. 

На что надо обращать внимание в первую очередь при выборе и покупке прибора?

Он должен быть включен в государственный реестр средств измерений и допущен к применению на территории РФ. Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

По материалам АиФ

По материалам сайта Энергосовет