Новости

11.03.2019
16 января вступили в силу изменения в закон об энергосбережении об отмене обязательных энергетических обследований

16 января вступил в силу федеральный закон от 19 июля 2018 года № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Отменено проведение обязательных энергетических обследований и установлена их добровольность. При этом на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения возложена обязанность ежегодно представлять в Минэнерго России декларацию о потреблении энергетических ресурсов.

Установлены правила обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчётах о проведении энергетического обследования и декларациях о потреблении энергетических ресурсов.

Кроме того, введена административная ответственность за непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка её представления, равно как и за несоблюдение правил представления информации, необходимой для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Правительство Российской Федерации одобрило программу модернизации ТЭС

Правительство Российской Федерации одобрило разработанную Минэнерго России программу модернизации теплоэлектростанций. На заседании кабинета Министров Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил, что этот проект позволит модернизировать почти 40 ГВт. «Это 16% установленной мощности наших сетей. Проект будет действовать до 2031 года», - сказал Дмитрий Медведев. По его словам, переоборудование электростанций требует больших средств, необходимы существенные инвестиции. Согласно постановлению, инвесторам гарантируется долгосрочный рынок сбыта. «С ними будут заключены договоры о поставках мощности сразу на 16 лет. Планируется долгосрочная предсказуемость цен, причём период увеличивается с четырёх до шести лет. Это обеспечивает бизнесу предсказуемость условий на длительный срок и позволит лучше проработать вопросы по финансированию», - сказал глава кабинета Министров.

По словам Дмитрия Медведева, Правительство рассчитывает на более серьёзный эффект, чем просто обновление оборудования на электростанциях. «Нужно будет параллельно решить и ряд других задач. Например, вопрос загрузки заказами российских предприятий, расширения локализации передовых зарубежных технологий и оборудования. Отбор претендентов на модернизацию должен проводиться на конкурсной основе», - заключил он.

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак по итогам заседания Правительства Российской Федерации рассказал журналистам об особенностях одобренной программы. По его данным, стоимость модернизации оценивается в сумму порядка 200 млрд руб. «На Дальнем Востоке и в неценовых зонах суммарно предполагается модернизировать 2 ГВт. 41 ГВт  - это с учётом Дальнего Востока», - сказал Министр, добавив, что соответствующие изменения в законодательство уже подготовлены. «В ближайшее время они будут рассмотрены и внесены в Госдуму, что позволит дать возможность создания такого механизма наценки для первой и второй ценовых зон для реализации проектов на Дальнем Востоке», - сказал Александр Новак.

Министр подчеркнул, что программа модернизации позволит в течение десяти лет привлечь 1,9 трлн руб. частных инвестиций. По словам Александра Новака, первые конкурсные отборы пройдут в апреле-мае на 11 ГВт с началом поставки мощности в 2022-2024 гг.

В целом программа рассчитана на 10 лет - с 2022 по 2031 гг. Основной критерий, который будет определять, какое именно оборудование попадает в программу модернизации, - это низкая стоимость кВт.ч: «Поручением Президента Российской Федерации установлено, что все эти проекты должны укладываться в темпы роста инфляции и не ложиться на плечи потребителя. Стоимость программы будет в пределах существующих тарифов с корректировкой на уровень инфляции», - сообщил Министр.

Александр Новак особо подчеркнул, что при реализации этой программы будет использоваться  преимущественно отечественное оборудование: «Модернизация позволит все инвестиции использовать для загрузки отечественного машиностроения, внедрения современных инновационных технологий. Цель - выйти на 100% локализацию» - заключил Александр Новак.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Россиянам могут отменить поверку счетчиков воды

Россиянам могут отменить поверку счетчиков воды. Сейчас поверять счетчики положено в определенные сроки. Росстандарт намерен внести в Госдуму законопроект, который должен отменить "рабскую поверку" счетчиков.

Глава Росстандарта Алексей Абрамов в интервью "Российской газете" считает, что в настоящее время ситуация с бытовыми счетчиками вывернута наизнанку.

Абрамов сравнил: "Это как если бы у вас существовала обязанность приходить на рынок со своими весами, да еще выслушивать требования продавца, чтобы ваши весы были поверены". "Точность показаний должен обеспечивать поставщик - достаточно, что потребитель платит за потребляемые ресурсы", - подчеркнул чиновник.

Если "рабская поверка" счетчиков на воду будет отменена, единственное, что потребуется от собственников или арендаторов жилья, - обеспечить доступ к внутридомовым счетчикам для специалистов ресурсоснабжающей или управляющей компании.
Как отметили в Росстандарт, первый шаг к отмене поверочного рабства сделан: недавно принят закон об интеллектуальном учете электроэнергии - новые счетчики будут проверять сами поставщики ресурса.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Регулирование сферы энергоэффективности переходит к Минэкономразвития

Министерству экономического развития от Министерства энергетики переданы функции по регулированию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Соответствующее правительственное постановление от 26 января вступает в силу в четверг, 7 февраля.

Теперь Минэкономразвития будет вести государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Кроме того, оно уполномочено утверждать требования к проведению энергетического обследования, его результатам (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования), порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, а также порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений.

По мнению председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, более логично, чтобы за экономию энергоресурсов отвечал не тот, кто их производит, а другое ведомство, которое ответственно за эффективность экономики.

« Если взять энергоэффективность в нашей экономике, то в России она в разы ниже, чем в странах, на которые мы равняемся. Так, по сравнению с Китаем — в 1,8 раза, а с Европой — уже в 2,5 раза. Для этого есть множество причин, одна из них в наших климатических условиях, другая — в очень энергоёмкой структуре экономики. А цены на энергоресурсы для потребителей у нас в восемь раз ниже, чем на Западе, что тоже не стимулирует экономию », - сказал Завальный «Парламентской газете».

Согласно ФЗ-261 « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» , к 2021 году необходимо было повысить энергоэффективность российской экономики на 40 процентов к уровню 2008 года, напомнил законодатель.

«По последним оценкам, к этому времени мы повысим энергоэффективность всего на 16-17 процентов. За этот показатель отвечало Минэнерго, при этом хоть ТЭК — один из крупнейших потребителей энергоресурсов, но это всё равно меньше трети, всё остальное — это экономика и население», - отметил он. 

Плановый показатель не будет достигнут и из-за того, что не произошло структурных изменений экономики, и ценовых показателей, продолжил Завальный.

«Надо понимать, что каждое из министерств должно отвечать за энергоэффективность в своей сфере ответственности: Минэнерго — за ТЭК, Минстрой — в ЖКХ, Минпромторг - в промышленности. Но объединять все эти отрасли, отвечать за энергоэффективность в целом, должно Минэкономразвития. Другое дело, что насколько это ведомство будет само эффективно для этого работать. По моей оценке, Минэнерго сейчас работает эффективнее, чем МЭР, но это уже управленческая задача», - заключил глава профильного комитета.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Минэкономразвития возьмёт "под крыло" энергоаудиторов?

Министерство экономического развития РФ получило ряд дополнительных функций по регулированию в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. В частности, касающиеся деятельности саморегулируемых организаций данной отрасли.

26 января 2019 года вышло Постановление Правительства РФ «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Теперь Министерство экономического развития РФ будет отвечать за методическое обеспечение разработки, реализации, а также проведение оценки региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Минэкономразвитию делегируются функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере энергетики. В том числе, по части ведения энергоаудита: выработке требований к осуществлению данных обследований, а также к энергетическому паспорту и отчёту.

Изменения напрямую коснутся и саморегулируемых организаций данной сферы. Так, Минэкономразвития России в ответе за проведение плановых и внеплановых проверок СРО, порядок ведения и само ведение государственного реестра профессиональных объединений в области энергетического обследования.

Помимо этого, ведомство будет курировать предоставление субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов РФ на исполнение региональных программ в сфере повышения энергоэффективности.

Согласно документу, изменения затронули:

Положение «О Министерстве энергетики Российской Федерации» (от 28 мая 2008 года).
Положение «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (от 5 июня 2008 года).
Положение о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований (от 25 января 2011 года).
Положение о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций (от 22 ноября 2012 года).
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (от 31 июля 2014 года).

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Термочехлы повышают энергоэффективность производства

В ноябре 2018 года на запорной арматуре паропроводов совместного предприятия ГК «Титан», «Газпром нефти» и СИБУРа в рамках масштабного инвестиционного проекта были установлены термоизоляционные чехлы. Уже за первый месяц эксплуатации был получен ожидаемый положительный эффект – было сэкономлено почти 400 Гкал теплоэнергии.

Данный проект реализован за пять месяцев. Поставщиком изделий стала специализированная российская организация (г. Санкт-Петербург). По индивидуальному заказу было изготовлено и установлено 224 чехла.

Применение термочехлов является оптимальным решением задачи по снижению теплопотерь, происходящих через неизолированные элементы трубопроводов. Оно принято на крупнейших предприятиях отрасли. Термочехлы из полимерных материалов существенно уменьшают теплообмен с окружающей средой и крепятся с помощью специальных застежек, благодаря чему быстро монтируются и демонтируются.

Отметим, что сэкономленного благодаря внедрению термочехлов тепла хватит на обогрев целого многоэтажного дома в течение месяца. Ожидается, что термочехлы прослужат не менее 10 лет.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Подписано постановление Правительства РФ о внесении изменений в Правила коммерческого учета тепловой энергии

15 февраля 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано  Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 137 "О внесении изменений в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя".

Посмотреть документ можно по ссылке.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Правительство возобновило финансовую поддержку энергоэффективного капремонта в регионах

Правительство России издало постановление №114 от 11 февраля 2019 года, которое вносит изменения в Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Федерации за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

В частности, средства финансовой поддержки будут предоставляться на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по программе капремонта. Господдержка также предусмотрена на возмещение части расходов на уплату процентов по привлеченным кредитам или займам, направленным на оплату работ по капитальному ремонту.

Максимальный размер финансовой поддержки увеличен с 50% до 80% общей стоимости работ и продлен срок подачи заявок на предоставление субсидии.

Кроме того, исключаются избыточные требования о предоставлении государственной поддержки только тем многоквартирным домам, которые включены в краткосрочные планы капитального ремонта. Эти меры позволят упростить и ускорить процедуру предоставления регионам финансовой поддержки.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Опыт Ивановской области по реализации энергосервисных контрактов в сфере городского хозяйства представили в Правительств РФ

Опыт реализации в Ивановской области энергосервисных контрактов в сфере городского хозяйства на примере проекта «Светлый город» в Иванове представил губернатор региона Станислав Воскресенский на совещании у заместителя председателя Правительства России Виталия Мутко 20 февраля в Москве.

В ходе совещания у вице-премьера российского правительства Виталия Мутко обсуждалось внедрение в практику работы регионов энергосервисных контрактов. В качестве примера эффективной реализации подобных проектов представлен опыт Ивановской области. Станислав Воскресенский доложил, что в Иванове реализован проект по модернизации уличного освещения «Светлый город». Губернатор остановился на задачах проекта и его итогах.

В рамках проекта в Иванове установлено более 15,5 тысячи современных светодиодных светильников взамен устаревших ртутных и натриевых ламп. По итогам проекта замеры, сделанные аккредитованной лабораторией, показывают, что нормы по освещенности выполняются с превышением: в среднем мощность освещения повысилась более чем на 50%, на отдельных улицах – до 4 раз.

Помимо этого в рамках проекта установлены базовые станции для создания системы «Умный город» беспроводной сети LoRa. Это не только дает возможность управлять уровнем освещенности в зависимости от времени суток, интенсивности движения, но и позволяет существенно снижать затраты на организацию освещения в городе. Тестовые замеры, произведенные специалистами «Ивгорэлектросети», показали экономию потребления электроэнергии на 70 процентов, то есть городской бюджет сэкономит в год порядка 69 млн рублей. Однако помимо экономии на электроэнергии Иваново также получит экономию в размере 17 млн рублей ежегодно на обслуживании светильников, поскольку их работоспособность гарантируется инвестором на весь срок контракта. Еще не менее пяти млн рублей ежегодно город сможет сэкономить за счет применения опции диммирования (регулирования яркости светильников). Эти средства останутся в городском бюджете: всего за семь лет реализации энергосервисного контракта на обслуживании светильников и диммировании будет сэкономлено более 150 млн рублей. Станислав Воскресенский подчеркнул: эти средства направят на дальнейшее развитие системы освещения в Иванове и организацию уличного освещения там, где его сегодня нет.

По итогам совещания вице-премьер Правительства России Виталий Мутко поддержал проект и предложил использовать опыт Ивановской области в других регионах.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Минэнерго РФ опубликовало условия модернизации и строительства ТЭС на Дальнем Востоке

Минэнерго РФ опубликовало проект изменений в закон "Об электроэнергетике", определяющий параметры программы модернизации тепловых электростанций (ТЭС) в так называемых неценовых зонах энергорынка, к которым относится и Дальний Восток.

С 2019 года в России стартует масштабная программа модернизации ТЭС стоимостью 1,9 триллиона рублей. Для неценовых зон энергорынка (Дальний Восток, Коми, Архангельская и Калининградская области) готовят особые параметры программы модернизации. Планировалось, что проекты для этих регионов будут утверждаться на уровне правительства, а окупаться за счет платежей потребителей как ценовых (европейская часть страны, Урал и Сибирь), так и неценовых зон энергорынка. Как сообщал в январе министр энергетики РФ Александр Новак, в неценовых зонах планируется модернизировать около 2 ГВт ТЭС, затраты на это оцениваются примерно в 200 миллиардов рублей.

Как и анонсировали регуляторы, опубликованный законопроект предусматривает, что правительство РФ на основании предложений правкомиссии по электроэнергетике определяет перечень проектов модернизации и строительства ТЭС в неценовых зонах (места их расположения, их установленную мощность, сроки ввода в эксплуатацию, технические требования к ним и стоимостные параметры). Часть инвестиций энергокомпаний в эти проекты и их окупаемость оплатят потребители ценовых зон за счет спецнадбавки к цене на мощность. Размер надбавки также будет определять правительство РФ.

Как распределяться платежи между потребителями ценовых и неценовых зон, в проекте не говорится.

Программа модернизации гарантирует энергокомпаниям окупаемость инвестиций в течение 15 лет (условия окупаемости для первого отбора 2019 года — 14% годовых с корректировкой на доходность ОФЗ).

Доходность по проектам модернизации ТЭС в неценовых зонах планируется на общероссийском уровне. Поскольку в этих зонах предусмотрено более серьезное обновление мощностей, вплоть до строительства ТЭС, на мероприятия, не предусмотренные программой модернизации, предлагается не распространять механизм получения гарантированной доходности, говорил в сентябре РИА Новости источник в одном из ведомств, участвующих в разработке программы. Как решили этот вопрос, из проекта тоже неясно.

 

По материалам сайта Энергосовет