Новости

16.02.2018
Энергосервис: машина времени для денег

На портале ЭнергоСовет.Ru опубликована статья Владимира Млынчика, генерального директора Quadro Electric, "Энергосервис: машина времени для денег".

"Сегодня все вокруг находятся в поиске незаурядных идей для бизнеса в непростой экономической ситуации. Я хотел бы рассказать о грандиозном и очень перспективном зарождающемся в нашей стране рынке энергосервиса. По оценкам экспертов, уже сейчас он составляет до 7 трлн рублей. О сфере, которая уже несколько десятков лет с лихвой работает в странах Запада, но только начинается в России, хотя имеет колоссальный потенциал, я не устаю рассказывать всем вокруг. Чтобы с ходу ввести читателя в курс дела, приведу сравнение рынка энергосервисных услуг с фондовым рынком. По сути, фондовый рынок является механизмом перераспределения свободного капитала. Так вот энергосервис – это тоже перераспределение, но не свободного капитала, а электрических мощностей с использованием механизмов энергосбережения. При этом положительным отличием от рынка ценных бумаг здесь является наличие жестких гарантированных источников возврата средств. Но обо всем по порядку".

Читать статью полностью: ссылка.

 

По материалам сайта Энергосовет

16.02.2018
Новая модель рынка тепла может обеспечить 200-300 млрд руб вложений в год

Новая модель рынка тепла способна обеспечить ежегодный приток инвестиций в развитие теплоснабжения РФ в размере 200-300 миллиардов рублей, считает министр энергетики Александр Новак.

Закон о новой модели рынка тепла вступил в силу в РФ с 1 января 2018 года. Одним из ключевых моментов новой модели является тарифообразование на тепло по методу альтернативной котельной (АК). Предполагается, что новый принцип ценообразования позволит привлечь инвестиции и модернизировать отрасль.

"По нашим оценкам, позволит (закон об АК - ред.) порядка 200-300 миллиардов рублей ежегодно обеспечить инвестиций теплоснабжающих организаций в развитие теплоснабжающего комплекса муниципальных образований", - сообщил Новак в ходе выступления во вторник в Совете федерации.

Энергетики видят будущее у инвестиций в теплоснабжение. По словам директора по экономике и тепловым узлам компании "Т Плюс" Александра Вилесова, потенциал роста эффективности по общей цепочке теплоснабжения может составить от 40% до 50%. Переход за 5-10 лет к современной системе теплоснабжения способен создать прирост ВВП на 0,5-1%, включив в оборот только в теплоснабжении 4,5 триллиона рублей.

Ранее Минэнерго, говоря об эффектах от реализации реформы для государства, приводило расчеты, в которых отмечалось, что по данным на 2025 год в ценах 2013 года повсеместное внедрение новой модели даст развитие смежным отраслям и импортозамещению, что может обеспечить дополнительный вклад в ВВП в размере не менее 660 миллиардов рублей. Увеличение налоговых поступлений ожидается более чем на 800 миллиардов рублей, снижение ежегодной нагрузки на бюджет по субсидированию отрасли теплоснабжения на 150 миллиардов рублей.

По материалам сайта Энергосовет

16.02.2018
«Интер РАО» раскритиковало проекты мусоросжигающих электростанций и «зеленой» энергетики

Председатель правления «Интер РАО» Борис Ковальчук раскритиковал нагрузку на потребителей электроэнергии из-за проектов мусоросжигающих электростанций и «зеленой» энергетики.

«У нас есть проекты, связанные с мусором. Это огромные, дорогие проекты, к энергетике не имеют никакого отношения. Это проекты утилизации мусора, проекты в сфере ЖКХ, но их осуществляют за счет денег энергетиков, денег наших потребителей», — заявил Ковальчук на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике во вторник, 13 февраля, передает ПРАЙМ.

«Возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Для Европы, наверное, красиво. Для стран, где нет запасов углеводородов, для стран с маленькой территорией, где много экологических проблем. Но в России надо понимать, с нашими запасами сырья, которое можно сжигать, с нашей большой территорией очень опасная вещь — двигаться в возобновляемые источники энергии», — отметил председатель правления «Интер РАО».

По его словам, расчеты компании показывают, что каждый выработанный киловатт на новой электростанции, даже в «дорогой» период окупаемости, в шесть раз дешевле, чем киловатт-час, выработанный на «зеленой» электростанции.

«Давайте не забывать, что помимо дешевизны мы еще платим налоги, еще налоги платит добывающая отрасль — газовая или угольная. В части возобновляемых источников есть только налоги с непосредственно оборудования, которое вырабатывает электроэнергию. Поэтому нам надо крайне взвешенно смотреть на баланс генерации и нашу отрасль», — прокомментировал Ковальчук.

По данным ассоциации «НП Совет рынка», с которыми ознакомились «РИА Новости», нагрузка на потребителей оптового энергорынка в связи с оплатой электростанций, работающий на основе ВИЭ, в 2017−2035 годах превышает 2 триллиона рублей, а в связи с оплатой проектов мусоросжигающих электростанций — около 262 миллиардов рублей в 2022−2035 годах.

По материалам сайта Энергосовет

07.02.2018
Минстрой предлагает способ сэкономить на плате за отопление

Правительство хочет дать гражданам легальный способ экономить на платежах за отопление. Собственники квартир смогут платить за тепло по индивидуальным счетчикам, а не по нормативу или общедомовому потреблению. С такой инициативой выступил Минстрой России. Эксперты поддерживают эти новации, поставщики тепла считают, что реализовать их будет проблематично.

Проект постановления Минстрой опубликовал еще 6 декабря, 26 декабря завершилось его общественное обсуждение. Сейчас документ ожидает подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, после чего его внесут на рассмотрение в правительство.

 
Сегодня можно производить расчет за тепло согласно показаниям индивидуального прибора учета, только если они установлены и работают во всех квартирах многоквартирного дома, пояснили в Минстрое.

Ведомство предлагает новую формулу, согласно которой можно будет рассчитать потребление, исходя из показателей квартирного счетчика. Такой подход, отметили в пресс-службе Минстроя, позволит решить проблему индивидуального отопления, поскольку сегодня люди, которые срезали батареи, все равно платят за них.

По этому постановлению, если у человека стоит счетчик, то его показатели учитываются в любом случае, даже если у остальных жильцов дома нет этого оборудования, поясняет депутат Госдумы Александр Сидякин.

«В этом случае из показателей общедомовых приборов учета вычитаются данные конкретного индивидуального прибора, а человек доплачивает дополнительно обогрев мест общего пользования в доме», — добавил депутат.

Сейчас не очень качественная проработка нормативной базы не стимулирует людей на установку приборов учета и экономию ресурсов и денег.

Платеж за отопление в зависимости от региона может занимать до 50% ежемесячной платы по жилищно-коммунальным услугам. При этом попытки сэкономить на потреблении, установив счетчик, срезав батареи или выключив их в дневное время суток, де-факто не работают.

Даже если человек платил по показателям счетчика, в конце месяца приходит перерасчет. Приходится доплачивать, исходя из показателей общедомового прибора учета или, в случае его отсутствия, нормативов потребления, рассказал эксперт рабочей группы «Качество жизни» Общероссийского народного фронта (ОНФ) Арсений Беленький.

«Люди часто платят по счетчику, а потом им приходится доплачивать из своего кармана по итогам перерасчета из-за того, что не все жильцы установили счетчики или не все передали по ним данные», — высказал мнение эксперт.

По данным ОНФ, разница в платежах может доходить до 1500-2000 рублей в месяц. В судах постоянно рассматриваются иски подобного плана, и суды принимают решения в пользу начисления по нормативам для тех, у кого стоят счетчики, добавил Беленький.

Застройщики, в свою очередь, напоминают, что согласно федеральному закону об энергосбережении с 1 января 2012 года, установка индивидуальных приборов учета тепла в новом строительстве и реконструкции является обязательной.

«Установка любого прибора учета с 2012 года является обязательством застройщика», — обратил внимание Сергей Пак, директор по строительству ГК «Гранель». Если учитывать, что, по данным Росстата, в год за это время возводилось порядка 40 тысяч домов, то сегодня речь идет примерно о 250 тысяч объектов с поквартирным обеспечением индивидуальными счетчиками тепла.

Поставщикам тепла новация Минстроя грозит сокращением выручки, поскольку нормативы традиционно выше фактического потребления «по счетчику». Но у ресурсоснабжающих организаций есть и другие причины не спешить поддерживать инициативу. До принятия указанных в постановлении изменений необходимо произвести оценку социально-экономических последствий для граждан, у которых не установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии, отмечают в компании «Т Плюс», работающей на рынке теплоснабжения.

Поскольку в настоящее время обязанности по установке индивидуальных приборов учета тепла для граждан нет, то могут возникнуть ситуации, когда «при экономии гражданами в квартирах с приборами учета, путем перекрытия батарей и, как следствие, уменьшения расхода тепловой энергии, отопление будет происходить за счет соседей, в том числе неоприборенных».

«Это приведет к увеличению их потребления и, соответственно, к росту платы. В итоге это чревато недовольством граждан», — считают в компании.

«Кроме того, в данном проекте не урегулирован порядок расчета платы за отопления при способе оплаты отопления равномерно в течение календарного года (так называемая 1/12), что вводит правовую неопределенность в порядке расчета. Потребитель, установив индивидуальный прибор учета тепловой энергии, не сможет получить экономию в том периоде, в котором она достигнута,поскольку порядок расчета в данной модели подразумевает расчеты исходя из средней величины», — также отметили в «Т Плюс».

В МОЭК (единая теплоснабжающая организация Москвы) считают, что в настоящий момент реализовать инициативу Минстроя невозомжно.

«В настоящее время квартиры в многоквартирных домах невозможно оборудовать индивидуальными приборами учета тепловой энергии — для этого необходима горизонтальная разводка. Кроме того, между смежными квартирами происходит теплообмен, поэтому корректно посчитать объем тепловой энергии, израсходованной конкретной квартирой, не представляется возможным», — заявили в компании.

По мнению Арсения Беленького, идея постановления исключительно верная. Если человек потратил деньги и время на установку счетчика, то справедливо, что он должен платить по показанию своего прибора. Таким образом, эта мера стимулирует людей к энергосбережению, и потребители могут просчитать эффект от установки счетчиков.

 

По материалам сайта Энергосовет

07.02.2018
"НП Совет рынка": Основой генерации в России в будущем останется тепловая энергетика, поэтому следует подумать о ее интересах и ее возможностях

Председатель Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров принял участие в круглом столе «Модернизация тепловой генерации», который состоялся в рамках Недели российского бизнеса 2018.

«Завершение программы строительства по ДПМ открывает перед нами «окно возможностей», в рамках которого можно выработать подходы к выбору механизмов и приоритетных секторов модернизации генерации. В 2021 году суммарные платежи по ДПМ достигнут пика, после чего начнут снижаться. Среднегодовые темпы роста одноставочной цены замедлятся на рассматриваемом промежутке до 6,4%. Существенный и увеличивающийся вклад в рост одноставочной цены в этот период будут вносить инвестиции в генерацию на ВИЭ и атомную энергетику», - сказал Председатель Правления Ассоциации.

Максим Быстров отметил, что после 2023 года цена на электроэнергию с учетом мощности на оптовом рынке начнет падать, преимущественно за счет снижения платежей по ДПМ, а затем стабилизируется. Таким будет развитие событий, если не появится никаких новых механизмов стимулирования инвестиций и правила регулирования на рынке не изменятся. В качестве внешних условий реализации этого сценария принимаются среднегодовые темпы инфляции в 2%, среднегодовой прирост потребления – 0,5%. Реализация подобного сценария ограничивает возможности привлечения ресурсов на модернизацию генерирующего оборудования, внедрение же каких-то механизмов стимулирования инвестиций будет неизбежно означать увеличение цены.

«До каких пределов возможно это увеличение? На этот вопрос у нас есть вполне определенный ответ – существует ограничение, которое нам задал Президент РФ - темпы роста цен на электроэнергию не могут превышать темпов инфляции. При инфляции 2% и росте потребления на 0,5%, а также росте сетевого тарифа, скажем, в соответствии с инфляцией - с 2021 по 2035 годы предельная цена оптового рынка может вырасти примерно на 35%», - отметил Максим Быстров.

По его словам, таковы пределы, в которых можно выбирать: от «ничего не делать и наслаждаться стабильными ценами», до «использовать возможность финансирования модернизации по максимуму» с ростом цены к 2035 году более чем на треть. Также эти пределы можно оценить в рублях: от 23 млрд рублей, которые можно потратить на стимулирования инвестиций в 2022 году, до более чем 600 млрд рублей в 2035 году.

Помимо этого, Председатель Правления Ассоциации озвучил предварительные оценки того, в каких направлениях и какими способами можно использовать открывающиеся финансовые возможности.

«Мы можем сделать некоторые оценки, кроме того, Президент РФ в своем Поручении нам также все указал. Итак, тепловая генерация – модернизация до 40 ГВт – стоимостную оценку мы пока только заказываем. ВИЭ – здесь диапазон колеблется от повторения текущей программы, до увеличения объемов ВИЭ в четыре раза при снижении цены. Первый сценарий дает до 100 млрд рублей ежегодно, второй - до 300 млрд рублей. Что касается ТБО, то уже проанонсированы дополнительные 510 МВт, которые дают нам еще 30 млрд рублей в год. Новые АЭС и их 15 ГВт в Генсхеме – если рассматривать щадящие параметры – это плюс 200 млрд рублей ежегодно. Новое строительство и модернизация на Дальнем востоке и цифровизация сетей пока не посчитаны. При этом, одно общее на всех ограничение – не выше инфляции. И при всех вышесказанных условиях на модернизацию ТЭЦ остается от 50 до 250 млрд рублей в год. Но надо понимать, что это игра с нулевой суммой, то есть приоритетное развитие одних секторов сокращает возможности других», - пояснил Максим Быстров.

Говоря об опыте использования различных механизмов привлечения инвестиций в генерацию, Председатель Правления Ассоциации подчеркнул, что предпочтение необходимо отдавать конкурентным механизмам, позволяющим оптимизировать затраты на осуществление необходимых капиталовложений. Следует учитывать, что в настоящее время прямая ценовая конкуренция между различными типами генерирующих объектов невозможна, и нужно, в первую очередь, делать ставку на «внутривидовую» конкуренцию.

Кроме того, Максим Быстров озвучил мнение о том, что потенциал существующих конкурентных механизмов, в частности, конкурентного отбора мощности (КОМ), для привлечения денег на модернизацию еще до конца не исчерпан.

«У нас, если помните, была концепция двухэтапного КОМа, а сейчас мы прорабатываем, как нам кажется, еще более продвинутое решение. Поэтому, зачем плодить новые сущности, если можно адаптировать уже существующие механизмы?» - подытожил он.

И завершая свое выступление, Председатель Правления Ассоциации напомнил собравшимся, что основой генерации и, следовательно, главным реципиентом средств на модернизацию в России в обозримом будущем останется тепловая энергетика, поэтому, в первую очередь, следует подумать о ее интересах и ее возможностях.

В мероприятии также приняли участие: заместитель Министра энергетики России Вячеслав Кравченко, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Михаил Расстригин, президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» Михаил Андронов, директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев, Заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев, Заместитель Председателя Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий, Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина, Председатель Правления - Генеральный директор АО «СУЭК» Владимир Рашевский, Генеральный директор ПАО «Фортум» Александр Чуваев, Первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг Павел Шацкий.

Посмотреть презентацию Максима Быстрова можно по ссылке.

Информация об Ассоциации:

Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (Ассоциация «НП Совет рынка») создана в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

Основной целью деятельности Ассоциации является обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

Ассоциация «НП Совет рынка» участвует в подготовке правил оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности; разрабатывает и утверждает Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламенты оптового рынка, ведет реестр субъектов оптового рынка, осуществляет разрешение споров на рынке, а также контроль за соблюдением участниками оптового рынка правил ОРЭМ.

В соответствии с законодательством Членами Ассоциации обязаны стать все субъекты оптового рынка.

 

По материалам сайта Энергосовет

07.02.2018
Минэнерго России: Выбранная модель модернизации сведёт к минимуму возможное увеличение стоимости электрической энергии

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко принял участие в круглом столе «Перспективы развития энергетики: Устойчивые тренды» в рамках Недели Российского Бизнеса-2018 РСПП.

Замглавы энергетического ведомства, рассказал участникам мероприятия о разработанной Минэнерго России программе модернизации, которую в ноябре 2017 года утвердил Президент Владимир Путин.

Вячеслав Кравченко напомнил, что согласно программе, планируется модернизировать около 40 ГВт установленной мощности до 2030 года, при этом основой будет тепловая генерация.

«Упор будет сделан именно на тепловую генерацию, которая расположена в центрах нагрузки. Она является основой функционирования отрасли, выполняет две главных функции по выработке электрической энергии и тепла», - объяснил Вячеслав Кравченко.

По словам замминистра, именно эти объекты энергетики самые востребованные, самые загруженные и, ввиду плохого состояния, больше остальных нуждаются в модернизации.

Вячеслав Кравченко объяснил, что выбранная модель модернизации сведёт к минимуму возможное увеличение стоимости электрической энергии.

«У нас нет инструментов хеджирования рисков. Изменение цены даже на сотые доли процентов неприемлемо с точки зрения увеличения финансовой нагрузки на население. Поэтому был сделан выбор в пользу инструмента, подобного ДПМ. Это поможет нивелировать темпы роста цен», - сказал замглавы энергетического ведомства, подчеркнув, что данная модель может применяться также и для объектов ВИЭ.

В заключение своего выступления Вячеслав Кравченко отметил, что определяя приоритеты развития энергетики России в существующих условиях, Минэнерго отдает предпочтение отечественному производителю:

«При оценке проектов будут оцениваться такие параметры как  потребности энергосистемы, объемы выработки, экономическая рентабельности. Упор будет сделан на локализацию, с тем чтобы по максимуму использовать отечественное оборудование».

Скачать разработанные Минэнерго России "Основные подходы к проведению отборов на реконструкцию (техническое перевооружение, модернизацию) тепловых электрических станций" можно на сайте Минэнерго по ссылке.

 

По материалам сайта Энергосовет

01.02.2018
Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» считает необоснованными предложения Минэнерго России о проведении масштабной модернизации ТЭС за счёт нерыночных доплат

12 января 2018 года Минэнерго России на официальном сайте ведомства опубликовало предложения о проведении масштабной модернизации ТЭС.

Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» считает предложения Минэнерго России необоснованными.

Использование Генсхемы для обоснования масштабных инвестиций в модернизацию генерации является недостаточным и некорректным.

Согласно п.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», Генеральная схема является рекомендательным документом для субъектов электроэнергетики при разработке программ развития промышленного производства и жилищного строительства и принятии субъектами электроэнергетики инвестиционных решений.

Директивное использование завышенных прогнозных данных Генсхемы уже привело к избыточным нерыночным инвестициям в рамках программы ДПМ в 2009 – 2023 гг.

Методология прогнозирования потребности в мощности, используемая в Генсхеме, является ошибочной, расчёт производится без учёта:

потенциала повышения уровня загрузки тепловой генерирующей мощности (с текущего уровня 46,7% до прежнего, более эффективного - 52-55% и более), что позволяет увеличить выработку электроэнергии без увеличения объёмов установленной мощности на 70 - 90 млрд кВт·ч (месячный объём электропотребления в ЕЭС России);

существенного улучшения регулировочных возможностей энергосистемы в связи с ростом числа и мощности генерирующих объектов и развития топологии электрической сети в результате масштабных инвестиций последних десяти лет (для расчётов объемов необходимой генерирующей мощности используются устаревшие завышенные плановые нормативные коэффициенты резервирования советского периода – от 17%);

потенциала развития малой и распределённой энергетики, включая ВИЭ (замещение распределёнными энергоресурсами не менее 36 ГВт централизованной мощности к 2035 году); развития технологий производства, передачи, хранения и потребления электроэнергии, повышения энергоэффективности экономики.

В результате расчёты для новой Генсхемы на 2017 – 2035 годы уже сейчас существенно разошлись с реальной ситуацией в отрасли - на горизонте 2022-2025 гг. сохраняются значительные избытки мощности, никакого дефицита в ЕЭС нет. В ЕЭС России наблюдается постепенное уплощение и стагнация пика потребления мощности в энергосистеме (незначительный рост электропотребления при одновременном снижении спроса на пиковую мощность промышленными потребителями).

Согласно Схеме и программе развития ЕЭС России на 2017 – 2023 гг., утверждённой приказом Минэнерго России от 01.03.2017, чистый избыток мощности в ЕЭС в 2023 году с учетом системных ограничений и недоступной мощности составит более 26,2 ГВт.

Именно Схема и программа развития Единой энергетической системы России, согласно п.24 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», используется в качестве основы для формирования субъектами электроэнергетики инвестиционных программ в части объектов электроэнергетики, учтенных в схеме развития Единой энергетической системы России по итогам проведения конкурентного отбора мощности, а также для формирования предложений по корректировке Генеральной схемы.

Необходимость возврата к нерыночным доплатам по механизму, аналогичному договорам о предоставлении мощности (ДПМ), в связи с недостаточностью действующих рыночных механизмов для реализации проектов модернизации тепловой генерации, не подтверждается.

На рынках электроэнергии и мощности (рынок на сутки вперёд – РСВ, конкурентный отбор мощности – КОМ) действует маржинальное ценообразование, которое стимулирует к повышению эффективности генерации (даёт сверхдоходы эффективным станциям). Предлагаемые Минэнерго нерыночные доплаты на модернизацию ТЭС ведут к необоснованному задвоению доходных источников энергетиков и не могут быть утверждены без отмены маржинального ценообразования в КОМ и РСВ.

Бездефицитное энергоснабжение российской экономики и модернизация тепловой генерации уже обеспечены действующими механизмами: 

1. КОМ и РСВ, рынки теплоснабжения полностью закрывают потребность в текущем содержании и обновлении генерирующих мощностей.

2. Для замены объектов с низкой рыночной эффективностью есть  механизм присвоения временного статуса «вынужденной» генерации  с регулируемым тарифом на период замещения этого объекта более эффективным решением.

3. Для предупреждения проблемы локальных дефицитов генерирующей мощности в 2015 году был утверждён и запущен механизм конкурсного отбора проектов строительства новой генерирующей мощности (КОМ НГО). Отборы проводятся заблаговременно на основании данных о локальном дефиците из Схемы и программы развития ЕЭС (отборы проектов строительства генерации в Крыму и на Таманском полуострове).

4. В 2017 году утверждена методология ценообразования по методу «альтернативной котельной» на рынках теплоснабжения, открывшая дополнительные возможности для инвестиций в тепловую генерацию. 

Тепловые генерирующие компании успешно проводят модернизацию без доплат, за счёт маржи в секторах РСВ, КОМ и на рынках теплоснабжения со средним темпом 3 ГВт в год. Исходя из текущей динамики, в дополнение к 2021 году к уже завершенным проектам на 17,7 ГВт будет модернизировано ещё около 12 ГВт генерирующей мощности ТЭС или суммарно около 30 ГВт.

Предложения Минэнерго преждевременны. Работы по модернизации объекта генерации занимают максимум 1-2 года. Следовательно, соответствующие инвестиционные решения и нормативные акты, если они действительно необходимы, потребуются не раньше 2020 – 2022 гг.

Дополнительный финансовый ресурс для модернизации тепловой генерации за счёт потребителей отсутствует, никаких якобы «высвобождающихся» платежей по окончании ДПМ ТЭС не существует. Объём платежей потребителей за электроэнергию в 2015 – 2019 гг. растёт с темпами кратно выше инфляции и не снижается в дальнейшем: платежи по ДПМ ТЭС замещают платежи за мощность новых АЭС/ГЭС и ДПМ ВИЭ.

В результате уже сейчас в большинстве регионов России конечная (розничная) цена электроэнергии из сети дороже использования собственных энергоисточников. Уровень конечной цены на электроэнергию в 2017 году для потребителей, подключенных на ВН (110 кВ и выше) в 37 из 68 субъектов РФ (территория функционирования оптового рынка) превышает стоимость энергоснабжения потребителей (исключая население и приравненные к нему категории) от собственных энергоисточников (с учётом затрат на их строительство).

Для потребителей, подключенных на СН 1 и СН 2 (менее 110 кВ), в 80% субъектов РФ конечная стоимость электроэнергии превышает стоимость альтернативного электроснабжения.

Самая выгодная в ЕЭС России цена на электроэнергию для промышленности (уровень ВН) уже «поглотила» эффект девальвации и в 2019 – 2021 годах превысит соответствующие цены в ряде промышленно развитых стран Еврозоны и сравняется с ценой в США.  В ряде промышленных и аграрных регионов России цена на электроэнергию для промышленности (уровень напряжения – ВН, от 110 кВ) уже сейчас достигает и превышает соответствующие цены некоторых развитых европейских стран и США.

Двух-трёхкратное преимущество российской тепловой генерации в ценах на природный газ перед странами еврозоны «оседает» в энергокомпаниях, лишая российскую экономику естественного конкурентного преимущества (доля газовой генерации составляет около 50% мощности российской энергосистемы, формирует цену спотового рынка электроэнергии (РСВ), которая составляет 45 – 50% конечной цены для энергоёмких промышленных потребителей).

Дальнейший необоснованный рост финансовой нагрузки на энергорынке только ускорит темпы развития собственного энергоснабжения промышленных предприятий. Среднегодовой рост выработки блок-станций промышленных предприятий составляет 2,4% на фоне стагнации потребления в ЕЭС. Без ДПМ и статуса вынужденной генерации в 2009 – 2016 годах построено около 7,1 ГВт генерирующей мощности, включая новые мощности для промышленных предприятий.

Сокращение промышленного электропотребления, сопровождаемое ростом электропотребления населения, ухудшает экономику сетевого комплекса, ведёт к росту тарифа на передачу, обостряет проблему перекрёстного субсидирования.

В предложениях Минэнерго отсутствует оценка социально-экономических последствий применения нерыночных доплат на масштабную модернизацию ТЭС, не учитывается влияние дополнительных затрат, связанных со строительством удалённых объектов электроэнергетики, развития электросетевого хозяйства, обеспечения модернизации атомной энергетики, развития ВИЭ на темпы роста цены и объёмы платежей потребителей.

Предложения:

1. Выполнить проверку оснований для проведения масштабной модернизации ТЭС и утверждение Минэнерго России о недостаточности для этого существующих механизмов рыночного ценообразования.

2. Выполнить оценку социально-экономических последствий предложения Минэнерго России по введению новых нерыночных доплат на масштабную модернизацию ТЭС с учётом влияния дополнительных затрат, связанных со строительством удалённых объектов электроэнергетики, развития электросетевого хозяйства, обеспечения модернизации атомной энергетики, развития ВИЭ.

3. Разработать и реализовать меры по сдерживанию темпов роста конечных цен и тарифов на электроэнергию в 2018 – 2021 гг. на уровне не выше инфляции, включая сглаживание платежей по ДПМ с 10 на 15-летний период, ликвидацию перекрёстного субсидирования, сглаживание платежей по договорам строительства новых АЭС/ГЭС, исключение продления и появления новых нерыночных доплат на субсидирование объектов ВИЭ, мусоросжигания, цен и тарифов для регионов Дальнего Востока.

 

По материалам сайта Энергосовет

01.02.2018
Минэнерго России вынесло на общественные слушания проект закона по вопросам развития микрогенерации на основе ВИЭ

Минэнерго России вынесло на общественные слушания проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам развития микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии”, сообщает портал Энергоатлас.ру.

Он разработан в соответствии с Планом мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии (утв. поручением Правительства РФ от 19.07.2017 № 5075п-П9).

В законодательство об электроэнергетике вводится понятие объекта микрогенерации и его критерии. Это объект по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которого не превышает величину присоединенной мощности энергопринимающих устройств потребителя и составляет 15 кВт и менее, и который используется потребителями электрической энергии на розничных рынках для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Создаются правовые основания для стимулирования развития таких объектов, в т.ч. в части порядка их технологического присоединения к сетям и продажи выработанной электроэнергии в сеть – на розничных рынках гарантирующим поставщикам и энергосбытовым организациям.

Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению особенностей коммерческого учета вырабатываемых объемов электроэнергии и по определению особенностей взаимодействия “просьюмеров”, гарантирующих поставщиков и других субъектов розничных рынков.

Здесь же есть ряд нововведений, не касающихся объектов микрогенерации и ее развития, а уводящий в регулирование оптового рынка электроэнергии.

Чтобы меры поддержки адресно предоставлялись лишь тем объектам генерации на ВИЭ, которые прошли установленную процедуру отбора, а также для учета таких объектов в схемах и программах развития электроэнергетики и для компенсации потерь в электрических сетях Правительство планируется наделить полномочиями определять случаи заключения сетями договоров купли-продажи энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах на ВИЭ, и их условия.

Общественное обсуждение продлится до 12 февраля 2018 года.

С документом можно ознакомиться по ссылке.

 

По материалам сайта Энергосовет

 

01.02.2018
Свод правил «Тепловая защита зданий» откатил Россию в вопросе энергосбережения на несколько лет назад

Последний вариант СП 50 «Тепловая защита зданий» существенным образом нарушает интересы добросовестных производителей стройматериалов, прежде всего, теплоизоляционных материалов. Более того, документ откатил Россию в вопросе энергосбережения на несколько лет назад, считает директор инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Николай Ватин.

По мнению Николая Ватина, в сравнении с «советским» СНиПом, который был взят за основу в СП 50, требования к тепловой защите зданий не повысились, а понизились. И это в то время как весь мир движется в сторону максимальной энергоэффективности. Кроме того, методика подсчетов, заложенная в СП, такова, что даже для простых элементов зданий она оказалась слишком трудной, а для более сложных зданий вообще неприменима.

Николай Ватин говорит, что в настоящее время ученые вуза разработали альтернативный документ, который можно было бы принять в качестве правил для добровольного применения или хотя бы для начала обсудить их. Однако дальше переписки с Минстроем пока дело не сдвинулось.

Методика актуализированной версии СП действительно стала более сложной, признает Наталья Пахомова, инженер-проектировщик Rockwool Russia. Однако, по мнению эксперта, она при этом позволяет более комплексно оценить энергоэффективность здания в целом. Также новая методика повысила ответственность проектировщиков и их подход к проектированию эффективных решений.

Руководитель направления «Энергоэффективность зданий» корпорации «Технониколь» Станислав Щеглов пояснил, что главную критику участников рынка вызывает методика расчета, заложенная в СП. «Например, недостаточная проработанность вопросов учета теплопоступлений от солнечной радиации, бытовых тепловыделений, потребления энергии на охлаждение в летний период времени и т.д. приводит к тому, что расчетное значение удельного расхода энергии получается заниженным», — приводит пример он.

Впрочем, он признает, что активное обсуждение экспертами нормативного документа дало некоторые результаты, в частности, была скорректирована методика учета потерь тепла за счет вентиляции, что повысило точность расчетов. Тем не менее, по его мнению, более высокую точность расчетов, которую обеспечивает методика свода правил, может перечеркнуть применение регионального коэффициента mp. Щеглов говорит, что впервые эта возможность понизить нормируемое значение сопротивления теплопередаче (не больше чем на 37% для стен и не больше чем на 20% для кровли) появилась при актуализации СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», введение которого резко повысило требования к тепловой защите оболочки здания. «Отечественная промышленность могла оказаться не готовой к такому резкому скачку требований и выполнить их в отдельных регионах не всегда было реально», — рассказывает эксперт.

Однако по истечении 15 лет в России были построены заводы, производящие различные виды теплоизоляционных материалов, освоен выпуск энергоэффективных окон, систем вентиляции и отопления. И актуальность регионального коэффициента просто отпала. А коэффициент по-прежнему присутствует в составе СП 50.13330.2012. И это «окно» негативно сказывается на развитии энергоэффективности в нашей стране, считает Щеглов.

«Расчеты показывают, что экономия капитальных затрат, связанная с применением этого коэффициента, за 5-7 лет нивелируется повышенными затратами энергии на отопление в период эксплуатации. В итоге мы получаем проект, который на бумаге получается энергоэффективным, а при эксплуатации таковым вовсе не является», — поясняет он.

Второй «камень преткновения» — сложность расчетов. По словам Станислава Щеглова, действовавший ранее СНиП 23-02-2003 позволял использовать усреднённые коэффициенты однородности. Проектные данные при таком подходе могли сильно отличаться от фактических. Свод правил СП 50.13330.2012 предписывает считать неоднородности для каждого конкретного здания в отдельности. Это привело к тому, что расчеты стали точнее, но при этом и значительно усложнились. Поэтому многие предпочитают считать по старому СНиП 23-02-2003. И такие расчеты пока готовы принять и многие органы госэкспертизы. Отчасти решить проблему позволяет теплотехнический калькулятор, созданный «Технониколь» при поддержке разработчика свода правил НИИСФ РААСН. Он автоматизирует расчеты по СП 50.13330.2012 и позволяет рассчитать необходимую толщину теплоизоляции с учетом всех термических неоднородностей конкретного здания в несколько кликов мышью.

Для того, чтобы СП 50.13330.2012 стал по-настоящему рабочим, требуется дальнейшая работа в развитии документов. И активное их обсуждение позволяет предположить, что работа по его совершенствованию будет продолжаться, надеется Щеглов.

 

По материалам сайта Энергосовет

01.02.2018
Опыт энергоэффективного капремонта в Новосибирской области признали успешным

Энергоэффективный капитальный ремонт позволяет жильцам экономить 400-500 рублей в месяц. Временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников побывал в Бердске, где этим способом отремонтировали семь многоквартирных домов, назвал этот опыт успешным и подчеркнул необходимость распространить его в других муниципальных образованиях. 

Результаты энергоэффективного капитального ремонта врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников оценил накануне, посетив Бердск. Как рассказали в правительстве Новосибирской области, технологии энергоэффективного капремонта в Бердске применили на семи объектах. Работы прошли с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2017 году. 

В частности, Травников вместе с руководителями Бердска осмотрел отремонтированные дома по улице Лунная, 19, и микрорайоне Северный, 19. Жители рассказали главе региона, что после капремонта экономия для них составляет около 400-500 рублей в месяц в среднем на квартиру.

В энергоэффективный ремонт входят замена или утепление кровли, утепление подвальных помещений и площадей общего пользования, в том числе, установка в подъездах пластиковых окон и дверей с высоким уровнем теплоизоляции, изоляции мусоропроводов, а также ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения с установкой автоматизированных узлов управления потребления тепловой энергии с погодным регулированием. 

Господдержку получают те дома, которые подтверждают экономию затрат на коммунальные услуги при эксплуатации отремонтированных систем на уровне не менее 10%. В правительстве региона отметили, что при такой экономии ресурсов поддержка может составить от двукратного до четырехкратного размера от суммы полученной экономии.  

«Первый этап проекта показывает весьма достойные результаты, и наша главная задача – запустить эту программу в больших масштабах. Фонд содействия реформированию ЖКХ не сможет субсидировать ремонт всех нуждающихся в этом домов, поэтому наша задача – доказать, что система услуг ЖКХ меняется в лучшую сторону, и важно убедить жителей самих включаться в программу», – отметил Андрей Травников по итогам своего визита в Бердск. 

Глава региона также отметил, что экономия при энергоэффективном ремонте  выходит заметная, ее ощущают жители. Отдельно он подчеркнул, что сэкономленные средства жильцы домов направляют на специальные счета для того, чтобы в будущем иметь возможность продолжить работы по ремонту и благоустройству.  По его мнению, жители на собственном опыте получили подтверждение жизнеспособности программы энергоэффективного капремонта.  

Стоимость работ по энергоэффективному капремонту в Бердске составила 14,3 миллиона рублей, из которых 6,2 миллиона – господдержка. В результате годовой объем потребления коммунальных ресурсов в отремонтированных домах должен снизится на 20%, прогнозный объем сэкономленных средств – почти четыре миллиона. По мнению Андрея Травникова, залог успеха по внедрению энергоэффективных технологий – активная позиция собственников и неравнодушное отношение управляющей компании или ТСЖ.

 

По материалам сайта Энергосовет