Новости

31.07.2020
Минстрой разработал новые правила определения энергоэффективности зданий

В пояснительной записке отмечается, что сейчас для достоверной фактической оценки энергоэффективности дома необходимы статистические данные приборов учета тепловой и электрической энергии за 3-4 отопительных сезона. При вводе здания в эксплуатацию невозможно достоверно предсказать модель его энергопотребления, а погрешности условных моделей зачастую превышают погрешности проектных расчетов.

Определять класс энергоэффективности оптимальнее по проектным параметрам зданий, считают в ведомстве. Это должны будут делать органы госстройнадзора или госжилнадзора. Новый порядок поможет снизить стоимость строительства, а также на 20-30% сократить эксплуатационные расходы.

Сейчас две трети новостроек имеют низкие классы энергоэффективности, отмечает эксперт тематической площадки ОНФ "Жильё и городская среда" Павел Склянчук. По его словам, в новостройках такая ситуация – следствие экономии на этапе строительства. В старом жилищном фонде потребление энергии в целом вдвое выше чем, чем в современных зданиях. Решить эту проблему можно либо капремонтом, либо энергосервисными мероприятиями. Для этого нужно развивать кредитную политику и субсидирование ЖКХ.

 

По материалам сайта Энергосовет

17.02.2020
В Минэкономразвития России предложили перечень первоочередных задач по повышению энергоэффективности

Меры по повышению энергетической эффективности были представлены заместителем министра экономического развития Михаилом Расстригиным на прошедшем 7 февраля заседании рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика».

«По нашему мнению, первоочередные действия по повышению энергетической эффективности должны быть сосредоточены в наиболее энергоемких секторах экономики: жилищном секторе, энергетике, обрабатывающей промышленности. Ключевым драйвером для высвобождения существенного накопленного потенциала энергоэффективности и снижения энергоемкости ВВП является технологический фактор, а именно развитие и внедрение современных энергосберегающих технологий» - заявил Михаил Расстригин.

Всего было представлено 6 ключевых мероприятий, которые могут принести наибольший эффект уже в ближайшее время.

Первое предложение касается повышения эффективности потребления тепловой энергии в МКД, в первую очередь, за счет установки автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием, общедомовых приборов учета тепла и утепления зданий. Причем, предлагается данные мероприятия частично субсидировать государством. По расчетам, инвестиции составят порядка 56 млрд. руб. в, в том числе за счет средств бюджета – 20 млрд. руб., а эффект – 9 млрд. руб. в год.

Согласно второму предложению повышение эффективности потребления электрической энергии в МКД можно достичь путем 100%-го субсидирования мероприятий по замене освещения мест общего пользования на энергоэффективное, установки систем управления освещением, установки систем АИИСКУЭ и общедомовых приборов учета электрической энергии при проведении капитального ремонта МКД. Затраты составят 2 млрд. руб. в год, годовой эффект– 1 млрд. руб.

Третье предложение направлено на повышение энергетической эффективности в электроэнергетике за счет более масштабного внедрения парогазовых технологий на базе газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, при модернизации крупных ГРЭС. Инвестиции в развитие высокотехнологичных производств, по расчетам, составят 1 трлн. руб. (за период 2027-2035 гг.), а прямой и косвенный эффекты от экономии топлива – 220 млрд. руб.

Четвертое предложение касается реализации типовых энергоэффективных мероприятий в бюджетном секторе, таких как, установка индивидуальных тепловых пунктов с приборами учета тепла и переход на энергоэффективное освещение.  Затраты составят порядка 6 млрд. руб. в год бюджетных средств в течение 10 лет, а эффект – 7 млрд. руб. в год. Это позволит, напрямую сократить в последствии финансовую нагрузку на бюджет за счет снижения затрат на оплату энергетических ресурсов.

Пятым предложением является обеспечение софинансирования энергосбережения и повышения энергоэффективности (в том числе, энергосервисной деятельности) за счет использование механизма льготного кредитования субъектов МСП по «Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства» и предоставление кредитов компаниям по льготной ставке 9,6 % годовых.

Последним предложением предусматривается снижение размера и срока предоставления обеспечения энергосервисного контракта, а также распространение системы факторинга при реализации энергосервисных договоров. По расчетам, это позволит увеличить объем заключаемых энергосервисных договоров на 2 млрд. руб. ежегодно.

Таким образом, первоочередные предложения Минэкономразвития России по повышению энергетической эффективности способны приносить прямой и косвенный эффект от экономии энергетических ресурсов до 240 млрд. руб. ежегодно и за 10 лет их реализации снизить энергоемкость ВВП за счет технологического фактора на 6 % относительно 2018 года.

О состоянии сферы энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации(PDF 1.76МБ)

 

По материалам сайта Минэкономразвития РФ

17.02.2020
Минэнерго введёт с 2020 года плату за резерв сетевой мощности

  Со следующего года планируется ввести поэтапную оплату за резерв сетевой мощности. Об этом сообщил заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич.

"Предполагается поэтапное введение оплаты сетевого резерва - доля оплачиваемого резерва в объеме услуг по передаче электроэнергии будет расти постепенно - от 5% до 60% с 2020 года по 2025 год. При этом "сезонные" потребители не будут платить за резерв - резерв подлежит оплате только при условии, если он не используется больше года", - рассказал замминистра.

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учётом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии» размещён на официальном сайте правовой информации regulation.gov.ru.

При этом Маневич отмечает, что для объектов теплоснабжения, водоканалов и военных объектов ввиду невозможности отказа от неиспользуемых резервов в связи с особой социальной значимостью и целевым назначением, обеспечивающим необходимое ресурсоснабжение и безопасность населения, предусмотрены "льготные" условия оплаты резерва неиспользуемой мощности - половина заказанной ими при технологическом присоединении максимальной мощности не подлежит оплате вне зависимости от степени ее использования.

Заместитель министра подчеркнул, что инициатива Минэнерго содержит в себе плавный переход на новую систему тарифного регулирования услуг по передаче электроэнергии, в основе которой лежит ориентир на максимальную мощность, заказанную потребителями при технологическом присоединении к сетевой инфраструктуре. При этом потребителям предлагается несколько различных вариантов оптимизации имеющихся у него неиспользуемых резервов сетевой мощности, среди которых снижение величины максимальной мощности, ее перераспределение в пользу иных потребителей, а также потребление электроэнергии в большем объеме.

 

По материалам сайта Энергосовет

17.02.2020
Вступил в силу Федеральный закон о микрогенерации

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 471-ФЗ «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации».

С принятием этого закона потребители, установившие у себя объект микрогенерации (например, солнечную панель), выдающий во внешнюю сеть максимальную мощность не более 15 кВт, смогут продавать гарантирующим поставщикам и иным энергосбытовым компаниям не потреблённые на собственные нужды излишки электроэнергии, полученные от микрогенерации. Гарантирующие поставщики, в свою очередь, будут обязаны такие излишки покупать по средневзвешенной цене оптового рынка.

Чтобы воспользоваться правом продажи электроэнергии, необходимо технически присоединить объект микрогенерации к местным сетям, а также заключить договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком, в зоне покрытия которого находится мини-станция.

 

По материалам сайта Энергосовет

17.02.2020
Минстрой России с 2020 года запустит пилотный проект по онлайн мониторингу систем теплоснабжения

В целях фиксации в реальном времени фактических показателей надежности систем теплоснабжения Минстроем России совместно с НП «Российское теплоснабжение» разработан механизм мониторинга надёжности и оценки эффективности функционирования систем теплоснабжения. С января 2020 года мониторинг будет запущен в пилотных городах в Оренбургской области и Республике Марий Эл.
Мониторинг позволит фиксировать в режиме реального времени фактические показатели надежности систем теплоснабжения, анализировать и оценивать системы теплоснабжения поселений и городских округов органами региональной и муниципальной власти. С целью последующего принятия технологически и экономически эффективных инвестиционных решений системы теплоснабжения будут разделены на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные.

 Для внедрения новой модели мониторинга специалистами Минстроя России совместно с экспертами НП «Российское теплоснабжение» был проведен предварительный аудит состояния тепловых систем в Республике Марий Эл и Оренбургской области и определен алгоритм реализации пилотных проектов. Для одного из пилотных регионов, Республики Марий Эл, глава Минстроя России Владимир Якушев является куратором по улучшению социально-экономических показателей субъекта.

 «С января следующего года мониторинг будет запущен в Орске Оренбургской области и Йошкар-Оле Республики Марий Эл. Этот механизм позволит органам муниципальной и региональной власти в любой момент иметь актуальные данные о состоянии систем теплоснабжения и принимать эффективные инвестиционные решения, чтобы, прежде всего, не допускать сбоев при обеспечении теплом граждан во время отопительного периода», - пояснил Максим Егоров, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

 Система мониторинга на первом этапе внедрения позволит использовать уже существующую инфраструктуру в системе теплоснабжения города.

 https://www.minstroyrf.ru

Подробнее о Мониторинге систем теплоснабжения поселений и городских округов на странице https://www.rosteplo.ru/techresh2/25

 

По материалам сайта Энергосовет

17.02.2020
Федеральный проект по энергоэффективности предлагают создать в рабочей группе Госсовета РФ

Члены рабочей группы Госсовета РФ по направлению "Энергетика" предлагают преобразовать подпрограмму "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика" в самостоятельный федеральный проект и кратно увеличить финансирование ее мероприятий.

 Напомним, Президентом РФ в 2008 году была поставлена задача снизить энергоемкость ВВП к 2020 году на 40% относительно уровня 2007 года. По последним имеющимся данным Минэкономразвития России, энергоемкость ВВП РФ по итогам 2018 года снизилась лишь на 12%, при сохранении существующих темпов снижения энергоемкости ВВП достичь целевого значения в 40% станет возможным только к 2043 году.

 Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергоэффективности" с 2019 года включена в госпрограмму "Экономическое развитие и инновационная экономика" с ежегодным финансированием из федерального бюджета в размере порядка 60 млн руб. Для сравнения, в 2014 году финансирование было установлено на уровне 5 млрд руб. в год.

 По словам руководителя рабочей группы, губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, сегодняшней суммы недостаточно для развития проектов. При этом, подчеркнул Цивилёв, в субъектах РФ «есть большой потенциал экономии энергетических ресурсов, но для реализации мероприятий по снижению энергоемкости экономики необходимо федеральное финансирование».

 

По материалам сайта Энергосовет

17.02.2020
В Северной Осетии запущена сверхмощная ГЭС

Заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов и министр энергетики Александр Новак приняли участие в торжественной церемонии запуска Зарамагской ГЭС-1 в Республике Северная Осетия – Алания.

 Новая станция обладает рядом уникальных особенностей: напор воды составляет 609 м, что является рекордным для всех гидроэлектростанций страны. ГЭС-1 оборудована самыми мощными ковшовыми гидротурбинами и имеет высокий уровень автоматизации. «После ввода в эксплуатацию она станет самой крупной электростанцией Республики Северная Осетия – Алания и третьей по мощности гидростанцией на Северном Кавказе», отметил в своём выступлении Юрий Борисов.

 Новая станция на реке Ардон будет работать в пиковом режиме, выдавая электроэнергию в часы ее наибольшего потребления. По прогнозам, это повысит надежность энергоснабжения потребителей, а также эффективность работы всей энергосистемы региона.

 

По материалам сайта Энергосовет

17.02.2020
Степашин оценил ежегодные потери тепла в сфере ЖКХ в 300 млрд рублей

Ежегодные потери тепловой энергии в сфере ЖКХ в России составляют 300 миллиардов рублей, решить проблему может помочь строительство энергоэффективного жилья, сообщил председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин.

"Мы будем готовить записку новому премьер-министру страны на тему энергоэффективности, которая является достаточно серьезной и злободневной. Всего-навсего по всей стране у нас около сотни энергоэффективных, умных домов. Давайте все-таки жить уже в 21-м веке. Мы ежегодно теряем теплоэнергии в сфере ЖКХ 300 миллиардов рублей. Это огромнейший резерв", - сказал Степашин в пятницу на совещании в Нальчике.

Он также отметил, что энергоэффективный дом помогает серьезно сэкономить на квартплате – около 40%.

"Мы сейчас предлагаем правительству меры поощрения не только по капремонту, но и в целом и строительных компаний, и субъектов, которые будут работать в режиме энергоэффективности", - добавил Степашин.

 

По материалам сайта Энергосовет

17.02.2020
Российские учёные разработали VR-технологию для оценки энергоэфективности

Специалисты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета создали интерактивную цифровую модель оценки энергоэффективности здания.

Разработка даст возможность совершить виртуальный тур по будущей квартире, посчитать затраты на отопление, оценить высоту потолков и размер площадей. Для этого потребуется зайти на сайт, установить мобильное приложение или воспользоваться виртуальными очками.

По словам разработчиков, им хотелось создать что-то уникальное, новое и простое. Чтобы любой человек без специальной подготовки в режиме реального времени прошёлся бы с помощью клавиатуры и мышки по строительному объекту. Получил бы возможность включить освещение, «поиграть» с погодными условиями, узнать, каким образом будет распределяться тепло, подобрать наиболее подходящие интерьерные решения.

«Чтобы модель наполнилась научной составляющей, мы применили математический аппарат, добавили дифференциальные уравнения и их расчёт внутри программы. Потом заинтересовались такой темой, как энергоэффективность, добавили расчёты и по ней. Теперь можно не просто пройтись по объекту, а сделать расчёт энергоэффективности здания, посчитать затраты на отопление. Определить, как будет распределяться тепло – где будут холодные участки, где тёплые. И, соответственно, выбрать обогревательные устройства», – рассказал один из разработчиков цифровой модели, старший преподаватель кафедры информационных технологий СПбГАСУ Игорь Евсиков.

 

По материалам сайта Энергосовет

15.01.2020
Опубликован государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации

Минэкономразвития России подготовило государственный доклад, в котором проведен анализ текущего состояния дел в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации. Основные выводы госдоклада приведены ниже.

За прошедшие 10 лет энергоемкость ВВП Российской Федерации снизилась всего на 9%, последние 4 года энергоемкость ВВП не снижается.

Цель по снижению энергоемкости ВВП Российской Федерации на 60% при сохранении текущих темпов будет достигнута только в 2043 г. с существенным отставанием от плана.

Общий размер инвестиций в энергосбережение и повышение энергетической эффективности недостаточен: в 2018 г. он составил 0,2% от совокупного ВРП Российской Федерации. Доля частных инвестиций сокращается. Разброс удельных показателей инвестиционных вложений в энергосбережение среди субъектов Российской Федерации достигает почти 300 раз.

Совокупные затраты на приобретение энергетических ресурсов составили 8,5 трлн. руб. при суммарном годовом объеме инвестиций в энергосбережение в рамках заключенных энергосервисных контрактов всего 44 млрд. руб. (0,5% от затрат на энергоресурсы).

Удельное потребление тепловой и электрической энергии в жилищном секторе в регионах со схожими климатическими условиями различается до 3 раз.

Установка приборов учета пробуксовывает. К 1июля 2012 г. должно было полностью завершиться оснащение многоквартирных домов коллективными приборами учета потребляемых ресурсов. Спустя 7 лет уровень «оприборенности» МКД составил всего 61%. Уровень внедрения современных технологий в области энергосбережения недостаточный: только 27% введенных в эксплуатацию в 2018 г. МКД обладают повышенными классами энергетической эффективности (А++, А+, А, В, С), всего 5% вводимых в эксплуатацию МКД оснащены ИТП с погодным регулированием. В результате, на сегодняшний день более половины всех существующих в стране МКД (54%) потребляет вдвое больше энергии по сравнению с их современными аналогами.

Экономика Российской Федерации обладает существенным потенциалом энергосбережения. Энергоемкость российского ВВП выше мирового уровня на 46%, уровня Канады — на 17%. Реализация накопленного потенциала позволит высвободить значительные дополнительные объемы ископаемого топлива для экспорта, «озеленить» баланс потребляемой энергии, сократить выбросы в атмосферу, повысить качество жизни.

Технологический фактор является ключевым потенциальным драйвером в снижении энергоемкости ВВП Российской Федерации в наиболее энергоемких секторах экономики: энергетике, обрабатывающей промышленности, транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Повышения энергоэффективности можно достичь за счет внедрения передовых технологий, например, парогазовых установок, установок комбинированной выработки электричества и тепла, электрификации и газификации транспорта, современных энергоэффективных конструкций зданий и теплоизоляционных материалов, установок регулируемого привода, энергоэффективных светильников и систем управления освещением, ИТП с погодным регулированием, современных приборов учета потребления энергетических ресурсов.

Государственный доклад подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации» и является пятым выпуском ежегодного официального документа.

 

Для просмотра полного текста доклада пройдите по ссылке:

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации

 

По материалам сайта Минэкономразвития РФ