Новости

11.03.2019
Подписано постановление Правительства РФ о внесении изменений в Правила коммерческого учета тепловой энергии

15 февраля 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано  Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 137 "О внесении изменений в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя".

Посмотреть документ можно по ссылке.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Правительство возобновило финансовую поддержку энергоэффективного капремонта в регионах

Правительство России издало постановление №114 от 11 февраля 2019 года, которое вносит изменения в Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Федерации за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

В частности, средства финансовой поддержки будут предоставляться на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по программе капремонта. Господдержка также предусмотрена на возмещение части расходов на уплату процентов по привлеченным кредитам или займам, направленным на оплату работ по капитальному ремонту.

Максимальный размер финансовой поддержки увеличен с 50% до 80% общей стоимости работ и продлен срок подачи заявок на предоставление субсидии.

Кроме того, исключаются избыточные требования о предоставлении государственной поддержки только тем многоквартирным домам, которые включены в краткосрочные планы капитального ремонта. Эти меры позволят упростить и ускорить процедуру предоставления регионам финансовой поддержки.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Опыт Ивановской области по реализации энергосервисных контрактов в сфере городского хозяйства представили в Правительств РФ

Опыт реализации в Ивановской области энергосервисных контрактов в сфере городского хозяйства на примере проекта «Светлый город» в Иванове представил губернатор региона Станислав Воскресенский на совещании у заместителя председателя Правительства России Виталия Мутко 20 февраля в Москве.

В ходе совещания у вице-премьера российского правительства Виталия Мутко обсуждалось внедрение в практику работы регионов энергосервисных контрактов. В качестве примера эффективной реализации подобных проектов представлен опыт Ивановской области. Станислав Воскресенский доложил, что в Иванове реализован проект по модернизации уличного освещения «Светлый город». Губернатор остановился на задачах проекта и его итогах.

В рамках проекта в Иванове установлено более 15,5 тысячи современных светодиодных светильников взамен устаревших ртутных и натриевых ламп. По итогам проекта замеры, сделанные аккредитованной лабораторией, показывают, что нормы по освещенности выполняются с превышением: в среднем мощность освещения повысилась более чем на 50%, на отдельных улицах – до 4 раз.

Помимо этого в рамках проекта установлены базовые станции для создания системы «Умный город» беспроводной сети LoRa. Это не только дает возможность управлять уровнем освещенности в зависимости от времени суток, интенсивности движения, но и позволяет существенно снижать затраты на организацию освещения в городе. Тестовые замеры, произведенные специалистами «Ивгорэлектросети», показали экономию потребления электроэнергии на 70 процентов, то есть городской бюджет сэкономит в год порядка 69 млн рублей. Однако помимо экономии на электроэнергии Иваново также получит экономию в размере 17 млн рублей ежегодно на обслуживании светильников, поскольку их работоспособность гарантируется инвестором на весь срок контракта. Еще не менее пяти млн рублей ежегодно город сможет сэкономить за счет применения опции диммирования (регулирования яркости светильников). Эти средства останутся в городском бюджете: всего за семь лет реализации энергосервисного контракта на обслуживании светильников и диммировании будет сэкономлено более 150 млн рублей. Станислав Воскресенский подчеркнул: эти средства направят на дальнейшее развитие системы освещения в Иванове и организацию уличного освещения там, где его сегодня нет.

По итогам совещания вице-премьер Правительства России Виталий Мутко поддержал проект и предложил использовать опыт Ивановской области в других регионах.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Минэнерго РФ опубликовало условия модернизации и строительства ТЭС на Дальнем Востоке

Минэнерго РФ опубликовало проект изменений в закон "Об электроэнергетике", определяющий параметры программы модернизации тепловых электростанций (ТЭС) в так называемых неценовых зонах энергорынка, к которым относится и Дальний Восток.

С 2019 года в России стартует масштабная программа модернизации ТЭС стоимостью 1,9 триллиона рублей. Для неценовых зон энергорынка (Дальний Восток, Коми, Архангельская и Калининградская области) готовят особые параметры программы модернизации. Планировалось, что проекты для этих регионов будут утверждаться на уровне правительства, а окупаться за счет платежей потребителей как ценовых (европейская часть страны, Урал и Сибирь), так и неценовых зон энергорынка. Как сообщал в январе министр энергетики РФ Александр Новак, в неценовых зонах планируется модернизировать около 2 ГВт ТЭС, затраты на это оцениваются примерно в 200 миллиардов рублей.

Как и анонсировали регуляторы, опубликованный законопроект предусматривает, что правительство РФ на основании предложений правкомиссии по электроэнергетике определяет перечень проектов модернизации и строительства ТЭС в неценовых зонах (места их расположения, их установленную мощность, сроки ввода в эксплуатацию, технические требования к ним и стоимостные параметры). Часть инвестиций энергокомпаний в эти проекты и их окупаемость оплатят потребители ценовых зон за счет спецнадбавки к цене на мощность. Размер надбавки также будет определять правительство РФ.

Как распределяться платежи между потребителями ценовых и неценовых зон, в проекте не говорится.

Программа модернизации гарантирует энергокомпаниям окупаемость инвестиций в течение 15 лет (условия окупаемости для первого отбора 2019 года — 14% годовых с корректировкой на доходность ОФЗ).

Доходность по проектам модернизации ТЭС в неценовых зонах планируется на общероссийском уровне. Поскольку в этих зонах предусмотрено более серьезное обновление мощностей, вплоть до строительства ТЭС, на мероприятия, не предусмотренные программой модернизации, предлагается не распространять механизм получения гарантированной доходности, говорил в сентябре РИА Новости источник в одном из ведомств, участвующих в разработке программы. Как решили этот вопрос, из проекта тоже неясно.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Минстрой против квартирных счетчиков для отопления, Минэкономразвития – за

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предлагает отказаться от обязательной установки индивидуальных приборов учета теплоэнергии. В свою очередь Министерство экономического развития РФ настаивает на праве жильцов экономить на отопление.

Действующий федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности обязывает застройщиков с 2012 года устанавливать индивидуальные счетчики тепловой энергии в возводимых многоквартирных домах. Вместе с тем использовать их показания для расчета платы за отопление можно было только если все другие помещения также оснащены и добросовестно используют приборы учета. То есть отключение счетчика даже в одной квартире автоматически вынуждал всех жильцов платить за полученную исходя пропорционально площади, без учета фактически полученного в их помещениях энергии. В июле прошлого года Конституционный суд России подтвердил право владельцев квартир в новых домах рассчитываться за коммунальные услуги по счетчикам независимо от наличия их у соседей (АПИ писало об этом решении – Калорийное саморегулирование).

Теперь Минстрой предлагает вообще отказаться от обязательной установки индивидуальных приборов учета отопления. В этом случае купившие квартиры даже в новых домах лишатся гарантированной высшей инстанцией привилегией снизить расходы и вынуждены будут платить независимо от показаний счетчика. Такие выводы чиновники основывают на расчетах Ассоциации «Совет производителей энергии». Например, при снижении в помещении температуры воздуха с 18 до 17 градусов, в соседнем с ним для поддержания нормативного значения потребуется увеличить потребление тепловой энергии на 20 процентов. Это происходит в связи теплопередачей стен помещений и межэтажных перекрытий. При снижении температуры воздуха на 3 градуса – затраты соседей возрастают на 60 процентов. «Таким образом, применение индивидуальных приборов отопления не позволяется определить фактически потребленный в помещении объем тепловой энергии», – убеждена заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя Ольга Олейникова.

Иначе ситуацию оценивает глава Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии экономического ведомства Дмитрий Денисов. Он сомневается в объективности представленных расчетов, которые сделаны заинтересованной организацией – объединением производителей тепловой энергии, и не подкреплены ни исходными данными, ни методикой. Отсутствует и квалифицированное мнение специалистов по полученным результатам. В свою очередь экономисты апеллируют к опыту использования приборов как за рубежом, так и в России – эффект от внедрения поквартирного учета в виде совокупного уменьшения потребления тепловой энергии может достигать до 20 процентов.

По мнению Дмитрия Денисов каждый конечный потребитель должен иметь возможность регулировать свое теплопотребление и свои затраты на потребленную тепловую энергию. «Котловой метод» на сегодняшний день реализуется в подавляющем большинстве многоквартирных жилых домов, при этом жильцы фактически не влияют на стоимость оплачиваемой услуги по отоплению. «Это приводит к демотивации потребителей экономить, а также к созданию неравных условий. В результате наносится ущерб интересам потребителей, экономно расходующих тепловую энергию и создаются условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей», – убеждены в Минэкономразвития.

 

По материалам сайта Энергосовет

11.03.2019
Власти Петербурга сэкономят почти 15 млн рублей на модернизации отопления за счет энергосервиса

В Петербурге заключили три контракта на модернизацию систем отопления в школах Фрунзенского района, сообщает комитет по энергетике. В учебных учреждениях установят узлы автоматического погодного регулирования, которые позволяют экономить тепло. Совокупный размер экономии по этим контрактам составит 1,3 млн рублей в год.

Сейчас в Северной столице заключены 19 энергосервисных контрактов (ЭСК), из них 8 — по освещению и 11 — по системам отопления. Плановая ежегодная экономия по этим договорам составит 14,8 млн рублей, срок действия документов — 3-7 лет.

Долгое время в городе не заключались договоры ЭСК. В 2018 году Центр энергосбережения обследовал государственные учреждения Петербурга, подготовил технико-экономические обоснования и вместе с комитетом по госзаказу и комитетом финансов доработал автоматизированные информационные системы в части функционала, необходимого для заключения ЭСК.

В рамках таких контрактов бюджетные учреждения не тратят на них свои средства, этим занимается инвестор, который потом получает прибыль за счет сэкономленных денег.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
ТЭЦ против котельных

Удельный расход условного топлива на отпуск тепловой энергии вырос в 2017 году по сравнению с предыдущим и вышел на уровень показателей 2013 года. Эти данные приводятся в «Государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году».

Авторы доклада отмечают также, что тепловые электрические станции, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, загружены на величину около 30% от установленной мощности, котельные - в среднем на 15% от установленной мощности. Хуже всего используются мощности малых котельных (до 3 Гкал/час), коэффициент использования установленной мощности которых не превышает 13%.

По данным Росстата, цена производителей тепловой энергии в 2016 г. выросла на 6,3 % до 1136,91 руб./Гкал, в том числе на отпущенную с электростанций — до 904,6 руб./Гкал, котельными — 1628,8 руб./Гкал. В среднем по России цена тепловой энергии от котельных оказалась на 80% выше цены тепловой энергии от электростанций. Вместе с тем, в 2000 – 2013 годах в Российской Федерации общее число отопительных котельных в стране возросло с 68 тыс. до 74 тыс. ед. Особенно заметно (с 47 тыс. до 57 тыс. ед.) выросло количество мелких котельных (установленной тепловой мощностью до 3 Гкал/час).

Эти тенденции существенно влияют на финансово-экономические показатели тепловых электрических станций когенерационного цикла, являющихся по своим термодинамическим характеристикам наиболее экономичным способом производства электрической и тепловой энергии.

Согласно выводам, которые приводят авторы доклада, для ряда собственников источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, перевод тепловых нагрузок на некомбинированные источники производства тепловой энергии (котельные) с одновременным выводом части тепловой электрической станции из эксплуатации является экономически выгодным. Такая ситуация в значительной мере вызвана отсутствием экономических стимулов для хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих ТЭЦ, к увеличению объемов отпуска тепловой энергии от турбоагрегатов в связи убыточностью данного вида бизнеса при одновременном наличии ответственности перед потребителями за бесперебойное тепло и электроснабжение.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
Государственный доклад о состоянии энергосбережения в РФ в 2017 году опубликован на сайте Минэкономразвития России

На сайте Минэкономразвития РФ опубликован Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году.

Документ подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации».

Для подготовки Государственного доклада использовались данные официального статистического учета, аналитическая, отчетная  информация в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представленная в Минэкономразвития России федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иная информация, полученная Минэкономразвития России в ходе своей деятельности.

С документом можно ознакомиться по ссылке.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
С потребителей сняли ответственность: премьер России Медведев утвердил постановление о договорах по счетчикам ЖКХ

Согласно постановлению, которое подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, теперь те коммунальные организации, которые устанавливают любые приборы учета (будь то водо-, тепло-, электросчётчики и др.), и будут нести самостоятельно ответственность за них.

Речь идет об обязанностях контролировать работу счетчиков, например, отслеживать их гарантийные сроки, проверять точность показаний, устранять неполадки, следить за контролем систем учёта, следить за поверкой.

Теперь, согласно постановлению, с самих потребителей эта обязанность снимается.

Само Постановление правительства Российской Федерации разработано было Минстроем как дополнение к существующим механизмам касательно приборов учета ресурсов ЖКХ.

Согласно документу, как рассчитывают его разработчики из Минстроя, легче будет заключать договоры жизненного цикла при закупках счетчиков энергоресурсов и коммунальных услуг.

Пока же оснащённость приборами учёта составляет в зависимости от вида энергоресурсов и субъектов РФ от 20% до 80%. Свердловская область находится примерно в середине списка регионов страны.

 

По материалам сайта Энергосовет

18.12.2018
Балтика» успешно реализует программу достижения энергоэффективности мирового уровня

Стремясь добиться энергоэффективности мирового уровня, пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group, активно работает над снижением потребления энергоресурсов. В 2018 году компания смогла за десять месяцев уменьшить использование электроэнергии на 2% и тепловой энергии – на 1% на гектолитр продукции по сравнению с подобными показателями предыдущего года.

Цифры озвучены накануне Международного дня энергосбережения, который во всем мире отмечают 11 ноября. Налаженная работа системы энергоменеджмента, действующая в компании с 2013 года, а также запуск новых решений позволили «Балтике» рационально использовать ресурсы и применять в качестве альтернативного источника энергии биогаз. В дальнейшем компания будет наращивать использование этого вида топлива, который образуется на одном из этапов работы очистных сооружений, за счет строительства на нескольких заводах очистных сооружений.

Роман Головня, старший операционный директор региона Восточная Европа, пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group, заметил: в компании ведется постоянная работа над снижением нагрузки на окружающую среду, поиском инновационных решений по энергоэффективности.

 

По материалам сайта Энергосовет