Проекты

Комплексный учет энергоресурсов на базе современных систем учета.
Диспетчеризация потребления энергетических ресурсов в Ярославской области.


В Ярославской области разработан и внедрен проект по комплексному учету энергоресурсов с диспетчеризацией на муниципальных учреждениях и многоквартирных жилых домах.

 

Комплексный учет энергоресурсов

В Ярославской области были выбраны пять городов г. Ярославль, г. Ростов, г. Тутаев, г. Данилов, г. Гаврилов Ям, в проект включены многоквартирные жилые дома (37 домов), муниципальные учреждения г.Ростова (10 учреждений)

На объектах реализованы следующие технические решения:

  • заменены квартирные счетчики электрической энергии с возможностью автоматизированного опроса по PLC технологии в отдельных многоквартирных домах;
  • установлены электрические счетчики общедомового учета и сторонних потребителей с возможностью автоматизированного опроса по PLC технологии;
  • установлен учет тепла, холодной и горячей воды на вводах в многоквартирные жилые дома и муниципальные учреждения;
  • Приборы были объединены с помощью специализированного контроллера, позволяющего производить сбор, обработку данных потребления, а так же их передачу в диспетчерский пункт в реальном режиме времени.

В настоящее время система позволяет:

  • Получить баланс электроэнергии по отдельному дому;
  • Рассчитать потребление Обще Домовых Нужд (ОДН) на основе разницы показаний общедомового счетчика и суммой общеквартирных счетчиков;
  • Анализировать уровень ОДН (время съема показаний со всех счетчиков синхронизировано на конец суток, недели, месяца, на его основе можно делать вывод о наличии неучтенного потребления);
  • Получить среднее значение ОДН - расчетным путем;
  • Ограничивать потребителей по электроэнергии до установленного минимального уровня (75 Вт);
  • Собирать данные о расходе горячей и холодной воды. На основе этих показаний можно вести статистику потребления воды и условно прогнозировать расход воды;
  • Следить за расходом энергоресурсов в муниципальных учреждениях в режиме реального времени;
  • Осуществлять регулирование энергопотребления (по отоплению);
  • В реальном режиме отслеживать аварийные ситуации;
  • Готовить билинговую информацию для потребителей на оплату услуг.

 

Опыт эксплуатации и создание специализированного диспетчерского пункта

Опыт эксплуатации данной системы показал:

Для различных категорий поставщиков и потребителей энергоресурсов необходимы свои показатели информации:

  • Для электросетевой организации - показатели отпуска электроэнергии на границах балансового раздела;
  • Собственникам квартир - показатели квартирных счетчиков;
  • Энергосбытовой организации - разницу между показаниями домового счетчика и суммой квартирных, как показателя ОДН (общедомовых нужд);
  • Водоканалу, теплосетям – потребление холодной, горячей воды и отопления;
  • Управляющим компаниям - показания общедомовых приборов учета.
  • Муниципальным предприятиям установка приборов учета позволяет перейти на расчеты за энергоресурсы по фактическому использованию;
  • Населению установка приборов учета позволяет перейти на расчеты за энергоресурсы по фактическому использованию также.

Организовав на базе такой системы диспетчерский пункт сбора и обработки информации можно собрать, обработать и предоставить информацию заинтересованным сторонам.

Собрав необходимую статистику, рассчитав среднее дневное, месячное потребление можно принимать управленческое решение.

 

После монтажа и пуско-наладки системы были проведены работы по оценке уровня ОДН.

Сравнительный анализ данных до автоматизированного учета (2009-2010 гг.) и после внедрения автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ) (2010-2011 гг.) дает очевидную картину снижения процента ОДН. Снижение произошло за счет:

  • точного поквартирного учета,
  • невозможности намеренного занижения передаваемых раннее показаний счетчиков,
  • исключения хищения электроэнергии путем «сматывания» индукционных счетчиков установленных ранее,
  • более высокого класса точности вновь установленных электросчетчиков,
  • единовременного снятия показаний со всех приборов учета.

Также очевиден факт снижения теплопотребления.

 

Выводы

Каждый внедренный проект по отдельности уже сам по себе приносит как прямой, так и косвенный экономический эффект, за счет:

  • Единовременного снятия показаний;
  • Контроля за расходом энергоресурсов в режиме реального времени, отслеживания аварийных ситуации;
  • Обеспечения своевременного и полноценного обслуживания измерительных узлов;
  • Невозможности намеренного занижения передаваемых раннее показаний счетчиков;
  • Оперативного доступу к актуальной и достоверной информации всем заинтересованным пользователям.
  • В совокупности, внедренная система на всех уровнях обеспечивает синергетический эффект:
  • На аппаратном уровне, установка приборов учета с передачей данных в диспетчерский центр, позволяет значительно сократить затраты на сбор и передачу показаний приборов учета для последующих взаиморасчетов.
  • На верхнем уровне, применение анализа и статистики энергопотребления в регионе позволит проводить аудит объектов с неэффективным расходованием энергоресурсов, после чего создавать программы проведения капитального ремонта и реконструкции данных объектов, направленные на повышение их энергоэффективности.
  • В социальной плоскости, конечные потребители коммунальных ресурсов могут через личный кабинет в Интернете проконтролировать объемы потребляемых коммунальных ресурсов и оплатить за факт их потребления, а так же получить рекомендации по энергосбережению и эффективности.