Проекты
Комплексный учет энергоресурсов на базе современных систем учета.
Диспетчеризация потребления энергетических ресурсов в Ярославской области.
В Ярославской области разработан и внедрен проект по комплексному учету энергоресурсов с диспетчеризацией на муниципальных учреждениях и многоквартирных жилых домах.
Комплексный учет энергоресурсов
В Ярославской области были выбраны пять городов г. Ярославль, г. Ростов, г. Тутаев, г. Данилов, г. Гаврилов Ям, в проект включены многоквартирные жилые дома (37 домов), муниципальные учреждения г.Ростова (10 учреждений)
На объектах реализованы следующие технические решения:
- заменены квартирные счетчики электрической энергии с возможностью автоматизированного опроса по PLC технологии в отдельных многоквартирных домах;
- установлены электрические счетчики общедомового учета и сторонних потребителей с возможностью автоматизированного опроса по PLC технологии;
- установлен учет тепла, холодной и горячей воды на вводах в многоквартирные жилые дома и муниципальные учреждения;
- Приборы были объединены с помощью специализированного контроллера, позволяющего производить сбор, обработку данных потребления, а так же их передачу в диспетчерский пункт в реальном режиме времени.
В настоящее время система позволяет:
- Получить баланс электроэнергии по отдельному дому;
- Рассчитать потребление Обще Домовых Нужд (ОДН) на основе разницы показаний общедомового счетчика и суммой общеквартирных счетчиков;
- Анализировать уровень ОДН (время съема показаний со всех счетчиков синхронизировано на конец суток, недели, месяца, на его основе можно делать вывод о наличии неучтенного потребления);
- Получить среднее значение ОДН - расчетным путем;
- Ограничивать потребителей по электроэнергии до установленного минимального уровня (75 Вт);
- Собирать данные о расходе горячей и холодной воды. На основе этих показаний можно вести статистику потребления воды и условно прогнозировать расход воды;
- Следить за расходом энергоресурсов в муниципальных учреждениях в режиме реального времени;
- Осуществлять регулирование энергопотребления (по отоплению);
- В реальном режиме отслеживать аварийные ситуации;
- Готовить билинговую информацию для потребителей на оплату услуг.
Опыт эксплуатации и создание специализированного диспетчерского пункта
Опыт эксплуатации данной системы показал:
Для различных категорий поставщиков и потребителей энергоресурсов необходимы свои показатели информации:
- Для электросетевой организации - показатели отпуска электроэнергии на границах балансового раздела;
- Собственникам квартир - показатели квартирных счетчиков;
- Энергосбытовой организации - разницу между показаниями домового счетчика и суммой квартирных, как показателя ОДН (общедомовых нужд);
- Водоканалу, теплосетям – потребление холодной, горячей воды и отопления;
- Управляющим компаниям - показания общедомовых приборов учета.
- Муниципальным предприятиям установка приборов учета позволяет перейти на расчеты за энергоресурсы по фактическому использованию;
- Населению установка приборов учета позволяет перейти на расчеты за энергоресурсы по фактическому использованию также.
Организовав на базе такой системы диспетчерский пункт сбора и обработки информации можно собрать, обработать и предоставить информацию заинтересованным сторонам.
Собрав необходимую статистику, рассчитав среднее дневное, месячное потребление можно принимать управленческое решение.
После монтажа и пуско-наладки системы были проведены работы по оценке уровня ОДН.
Сравнительный анализ данных до автоматизированного учета (2009-2010 гг.) и после внедрения автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ) (2010-2011 гг.) дает очевидную картину снижения процента ОДН. Снижение произошло за счет:
- точного поквартирного учета,
- невозможности намеренного занижения передаваемых раннее показаний счетчиков,
- исключения хищения электроэнергии путем «сматывания» индукционных счетчиков установленных ранее,
- более высокого класса точности вновь установленных электросчетчиков,
- единовременного снятия показаний со всех приборов учета.
Также очевиден факт снижения теплопотребления.
Выводы
Каждый внедренный проект по отдельности уже сам по себе приносит как прямой, так и косвенный экономический эффект, за счет:
- Единовременного снятия показаний;
- Контроля за расходом энергоресурсов в режиме реального времени, отслеживания аварийных ситуации;
- Обеспечения своевременного и полноценного обслуживания измерительных узлов;
- Невозможности намеренного занижения передаваемых раннее показаний счетчиков;
- Оперативного доступу к актуальной и достоверной информации всем заинтересованным пользователям.
- В совокупности, внедренная система на всех уровнях обеспечивает синергетический эффект:
- На аппаратном уровне, установка приборов учета с передачей данных в диспетчерский центр, позволяет значительно сократить затраты на сбор и передачу показаний приборов учета для последующих взаиморасчетов.
- На верхнем уровне, применение анализа и статистики энергопотребления в регионе позволит проводить аудит объектов с неэффективным расходованием энергоресурсов, после чего создавать программы проведения капитального ремонта и реконструкции данных объектов, направленные на повышение их энергоэффективности.
- В социальной плоскости, конечные потребители коммунальных ресурсов могут через личный кабинет в Интернете проконтролировать объемы потребляемых коммунальных ресурсов и оплатить за факт их потребления, а так же получить рекомендации по энергосбережению и эффективности.