Телеметрия

 

Положение о «Информационно-аналитической системе мониторинга надежности теплоснабжения и чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении на территории муниципальных образований Ярославской области»

 

1. Термины и определения

1.1. Под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.10.2015 N 1114 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении»).

1.2. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (в редакции. Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ).

1.3. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения(в редакции. Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ).

 

2. Общие положения

2.1.«Информационно-аналитическая система мониторинга надежности теплоснабжения и чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении на территории муниципальных образований Ярославской области» (далее «Система мониторинга») функционирует в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 № 68-ФЗ» и Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

2.2.Целью проведения мониторинга является предупреждение и оперативное устранение аварий и чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении поселений.

2.3. Основными задачами проведения мониторинга являются:

- оценка текущей и перспективной надежности теплоснабжения;

- определение уровней опасности возникновения ЧС;

- оценка готовности к ликвидации ЧС;

- анализ достаточности мер предпринимаемых для ликвидации ЧС;

- анализ динамики изменения показателей;

- сравнение муниципальных образований;

- анализ причин ЧС и предложения по мерам повышения надежности теплоснабжения.

2.4. Информация заносится в информационную базу «Системы мониторинга» в формализованном виде, позволяющем проводить аналитические расчеты.

2.5. «Система мониторинга» состоит из подсистем муниципальных районов и городских округов, сформированных на основе общих расчетных программ и интеграции имеющихся систем диспетчеризации, а также сводной аналитической подпрограммы Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

2.6. Обеспечение функционирования муниципальных подсистем возлагается на администрации районов и городских округов Ярославской области.

 

3. Оценка системной надежности теплоснабжения

3.1. Оценка перспективной надежности теплоснабжения осуществляется на основании схем теплоснабжения муниципальных образований (глава 9 обосновывающих материалов «Надежность теплоснабжения»). Проверяется наличие названного раздела в схеме теплоснабжения и соответствие фактических коэффициентов готовности, безотказности и живучести рассчитанным в схеме.

Администрации муниципальных образований и городских округов ежегодно, в течении недели после утверждения актуализированных схем теплоснабжения, размещают их вместе с расчетной электронной моделью в информационной базе «Системы мониторинга».

3.2. Анализ и оценка надежности теплоснабжения за прошедший отопительный период осуществляются в соответствии с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации».  Органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 15 апреля предоставлять в информационную базу «Системы мониторинга» сведения, необходимые для проведения анализа и оценки надежности теплоснабжения на территории поселений, городских округовв соответствии с утвержденными Минстроем России «Методическими указаниями по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения».

На основании полученной информации системы теплоснабжения распределяются на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные. Сведения о выполнении утвержденной Департаментом ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области «системы мер по повышению надежности для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения» передаются в информационную базу в период с 25 по 30 число каждого месяца, вплоть до полного выполнения названных мер.

3.3. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О теплоснабжении» в муниципальных образованиях ежегодно проводится проверка готовности к отопительному периоду в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В информационной базе «Системы мониторинга» размещается информация о ежегодной подготовке к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, включая:

- программы подготовки к отопительному периоду;

- состав комиссий по проверке готовности к отопительному периоду;

- программы проведения проверки на готовность к отопительному периоду;

- информацию о выдаче актов проверки готовности к отопительному периоду;

- информацию о выдаче паспортов готовности к отопительному периоду и другая информация.

 

С мая по июль включительно, информация обновляется в период с 25 по 30 число каждого месяца. С начала августа обновление проводится еженедельно до времени выдачи последнего паспорта готовности, либо повторного акта проверки подтверждающего готовность к отопительному периоду.

 

4.Оценка текущей надежности теплоснабжения

 4.1. Администрации муниципальных районов и городских округов два раза в год (до 15 мая и до 15 сентября) размещают в информационной базе «Системы мониторинга» информацию об отношениях между теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, другими ресурсоснабжающими организациями и потребителями, включая:

- информацию о наличии договоров теплоснабжения и присутствии в них (в соответствии с «Правилами организации теплоснабжения») пунктов об ответственности сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушении режимов потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, а также показателей качества теплоснабжения в точке поставки;

- сведения о наличии поселенческих и объектовых планов предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций;

- сведения о наличии в теплоснабжающих и теплосетевых организациях положения о порядке расследования аварийных ситуаций, в том числе с длительностью отключения потребителей от 6 до 24 часов;

- информацию о проведенных противоаварийных тренировках, включая комплексные с участием управляющих компаний, ТСЖ и прочих потребителей;

- информацию о заключение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также другими ресурсоснабжающими организациями соглашений об оперативном устранении подтоплений смежных коммуникаций и  взаимодействии при авариях и чрезвычайных ситуациях;

- информацию о планируемом выводе теплоисточников из эксплуатации.

а также информацию по каждой системе теплоснабжения о состоянии теплоисточников и тепловых сетей, включая:

- сведения о фактической располагаемой мощности теплоисточников;

- достигнутый максимум отпуска тепловой энергии по каждому теплоисточнику;

- величину фактических потерь в сетях (в соответствии с «Методикой определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов водяных тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения»);

- среднечасовую фактическую подпитку в отопительный и межотопительный период (для открытых систем также среднюю подпитку в часы максимального и минимального водоразбора);

- расположение и протяженность ветхих участков, с приложением заключений о техническом состоянии;

- расположение и протяженность участков воздушной прокладки с нарушенной теплоизоляцией и с отсутствием изоляции;

- расположение и протяженность подтопленных участков (исключая участки в ППУ изоляции) и участков с наличием потенциала коррозии на трубопроводах;

- информацию об изменении года прокладки/замены участков сетей.

4.2. Информация об аварийных ситуациях связанных с отключением теплоисточников и с устранением утечек из трубопроводов тепловых сетей, размещается в информационной базе «Системы мониторинга» в течении трех суток после их завершения путем заполнения таблиц, формализованных  для «Системы мониторинга»и и с размещением фотографий позволяющих оценить качество скрытых работ на тепловых сетях (чистка канала, нанесение антикоррозионного покрытия, гидроизоляция и т.д.).

Результаты расследования аварий и чрезвычайных ситуаций размещаются в информационной базе «Системы мониторинга» ежемесячно в период с 25 по 30 число.

4.3. Информация о жалобах потребителей размещается ежемесячно в период с 25 по 30 число.

4.4. Информация о задолженности потребителей, а также задолженности теплоснабжающих и теплосетевых организаций за покупные тепловую энергию, электроэнергию, топливо и воду обновляется также с 25 по 30 число каждого месяца.

 

5. Оперативная диспетчеризация

5.1. В целях непрерывного контроля надежности теплоснабжения и получения оперативной информации об аварийных и чрезвычайных ситуациях, организуется информационный обмен «Система мониторинга» с имеющимися и вновь создаваемыми информационными системами в поселениях, включая диспетчерские системы теплоисточников, тепловых пунктов и сетей, а также коммерческие системы передачи информации с приборов учета тепловой энергии, воды, газа и электроэнергии. Объем передаваемой информации, периодичность, условия соответствия стандартным протоколам передачи данных и другие условия совместимости оговариваются в Технических условиях на присоединение к «Системе мониторинга».

5.2. При отсутствии в конкретном поселении информационных систем передачи данных по теплоснабжению, или при их недостаточности, в Технических условиях оговариваются временные способыпередачи информации путем периодического заполнения дежурным персоналом формализованных таблиц «Системы мониторинга».

 

6. Аналитические функции системы

«Система мониторинга» функционирует для обеспечения администраций муниципальных районов, городских округов, Ярославской области достоверной оперативной и аналитической информацией в объемах и с периодичностью определенных уполномоченными лицами этих администраций.